К сожалению, ни одна из них до наших дней не сохранилась. У каждой из наших церквей своя история создания, жизни и … разрушения. Некоторые моменты из истории Громышёвской церкви нам рассказала наша читательница Зинаида Герасимовна Шеховцова.
Несмотря на то, что в нашей стране после 1917 года пропагандировался атеизм, многие православные и после революции не потеряли веру в Бога, - говорит Зинаида Герасимовна. - В своих молитвах славили его и жили по его заповедям даже в те моменты, когда у них не было и куска хлеба. Может, благодаря вере в Господа, молитвам, уважении друг к другу россияне, столько испытавшие всего за последние сто лет, сохранили родину - Россию.
В годы войны из Повольжья и Кавказа высылали немецкие семьи за пределы этих местностей. В нашем районе тоже были немцы из числа ссыльных. В большинстве своём они были такими же, как и мы, крестьянами. Помню, что в войну у нас в Васильевке иногда на пороге дома появлялись подростки из числа ссыльных с Поволжья, проживавшие в соседних деревеньках, которых в округе тогда было много. С сумочкой стояли они у порога и просили подать милостыню ради Христа. Им подавали. Делились порой чуть ли не последним. Помню, что мама всегда накладывала в эту сумочку картошку, хлеб, испечённый наполовину из картошки же, капусту. Перекрестившись, она желала путникам спасения на их пути.
Не только в Васильевке сибиряки помогали выжить людям, оставшимся без дома, хотя в каждой деревне и своих полуголодных односельчан было предостаточно. Люди знали, что есть ещё и суд Божий и есть дом Божий - церковь, хотя службы там уже не велись.
В Громышёвке церковь во время войны и после неё безмолвно стояла далеко от центра, на высоком бугре, с куполами, с высоким крестом, смотревшим в небо, окружённая тополями и стаей голубей. Хотя в начале века всё было иначе. В 1923 году в этой церкви на праздник иконы Казанской Божьей матери у моих родителей Герасима и Анастасии проходил обряд венчания. Запряженная тройка лошадей махом пронеслась по деревне к церкви. День венчания родителей был примечателен и тем, что с этого дня деревенский люд ждал прихода холодов. Про этот день так и говорили: "Что Казанская покажет, то и зима скажет" или "На Казанскую с утра дождь дождит, а к вечеру снег лежит". По великим церковным праздникам в Громышёвскую церковь приезжал дед Иван (мамин отец) из соседней деревни Александровка Кемеровской области. Мама окончила начальную школу ещё до революции. Она рассказывала, что каждое утро в школе начиналось с чтения или пения молитв. Самые главные из них она помнила всю свою жизнь, а еще она всегда молилась за других. Дед Иван был глубоко верующим человеком, соблюдал посты и праздники. У него было много церковных книг, которые он в 30-е годы спрятал на чердаке. Среди них был даже молитвенник в переплёте из железа. Почти все книги сгнили, а одну сохранившуюся "Библию", Новый завет, я передала в Зырянский музей. А родом мой верующий дед был из Городнищенского уезда Симбирской губернии, из тех мест, где жил и учился Владимир Ленин. Вот так всё в нашей жизни переплетено, накручено. В истории Громышёвской церкви дед Иван оставил след. Ведь он был умелый звонарь церковных колоколов, звонил, словно по нотам. Мама рассказывала, что прихожане Громышёвской церкви, впервые услышав звон колоколов под управлением Ивана, замерли.
В 30-х годах начался период уничтожения храмов. Сия трагедия и участь не миновали храм Божий в Громышёвке. Трагично закончилась жизнь и местного священника. Громышёвский батюшка, зная, что в стране идут репрессии, расправы над священнослужителями, снарядил в дорогу лошадей и груз с церковной утварью. То, что поценнее, что представляет церковную святость, он сложил на одну повозку во главе с кучером из бедной семьи. Сам с оставшейся домашней поклажей на другой лошади поехал в Томск. Эту историю разные люди рассказывают немного по-разному. Но суть одна - до Томска батюшка не доехал. По дороге встретил он лихих людей, без Бога в душе. Они даже не посмотрели, что за груз у него, батюшку убили, а труп расчленили. А кто-то рассказывает, что голову батюшки ещё и пинали, словно мяч. Люди верующие и неверующие собрались со всех ближайших деревень, чтобы проводить в последний путь настоятеля церкви, для многих дорогого человека. Схоронили настоятеля Громышёвской церкви в соседней Тиховке Кемеровской области. Старожилы рассказывали, что матушка ещё 25 лет после такой трагедии ходила в Громышевскую церковь, молилась за батюшку. И, наверное, за нас, грешных.
Постепенно имущество храма растащили, крест сняли, окна забили большими иконами. А помещение первоначально использовали под склад для хранения зерна. Храм этот был необычной архитектуры, окрашенный в красный цвет, он всегда привлекал внимание прохожих. Здесь же, на этом бугре, который в селе звали Красино, находился медпункт, а ещё шерстобитка. Так что, народу здесь всегда было много. Кто-то, остановившись, помолится, кто-то постоит около церкви ради любопытства, но смиренно, без громких слов, но многие выражали уважение к этой святыне.
Помнится мне еще один эпизод, связанный с церковью. Один мой земляк рассказал мне как-то один случай из своего детства. Каждое лето к его матери тёте Панне приезжала сестра из Анжеро-Судженска. И каждый раз женщины ходили в церковь. Однажды он, тогда ещё подросток, составил компанию матери и тётке для похода в заброшенный и запущенный храм. Мальчишку, по его воспоминаниям, там привлекло всё - большие окна, рамы арочной формы, необычный сводчатый потолок, загадочная и таинственная атмосфера заброшенного храма. Женщины, вероятно, молились, а подросток стоял молча в необычном для себя месте. И неожиданно для него в его мыслях, в голове, в глубине души, что ли, зазвучала мелодия. И потом ещё долгие годы эта музыка жила в его душе. А примерно через два десятка лет он услышал эту же мелодию в песне Александры Пахмутовой "Беловежская пуща". Для него это до сих пор остаётся загадкой, как так случилось, что через столько лет мелодия, услышанная им в храме, воплотилась в песню композитора. Что это было? Просто совпадение? Или, может, это как предсказание о том, что распад СССР случится как раз в Белоруссии, в местечке с названием Беловежская пуща? Кто знает… Распад любого государства - это всегда трагедия для народа, люди старшего поколения с горечью вспоминают об этом. Но вместе с тем и возрождение, но уже с другим устройством общества.
Громышёвскую же церковь в 1959 году перевезли с бугра в центр села и сделали из нее клуб. Было там фойе, был зал с красивыми сиденьями. Хороший был клуб. А вскорости он сгорел. Неподалёку от клуба горела куча с мусором, и огонь перешёл на строение. А одна из икон церкви, как-то сохранённая, теперь находится в Зырянском храме…