Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Зырянского муниципального района Томской области

636850, Томская область, Зырянский район, с. Зырянское, ул. Кирова, 16
телефон: +7 (38243) 2-23-28
e-mail: selskaya_pravda@mail.ru

"Рой": 30 лет спустя

Тридцать лет назад у нас произошло без преувеличения знаменательное событие, о котором хотелось бы вспомнить.

Летом 1989 года в Зырянском районе снимали художественный фильм "Рой" по одноименному роману нашего земляка - писателя Сергея Трофимовича Алексеева. Ни до, ни после художественные фильмы у нас не снимались, да и других писателей масштаба Сергея Алексеева тоже пока нет...

Судьбе было так угодно, что одним из первых моих журналистских материалов, опубликованных на страницах "Сельской правды", было интервью с Сергеем Алексеевым. Начинающая журналистка беседует с известным писателем, было, отчего заволноваться! Разговор получился в том числе и о последнем его романе "Рой", который я тогда только что прочла в "Роман-газете". А летом следующего 1989 года стало известно, что по роману будут снимать художественный фильм, да ни где-нибудь, а у нас в районе! Вскоре прибыла и съемочная группа Свердловской киностудии во главе с режиссером Владимиром Хотиненко, известным на тот период своими фильмами "Один и без оружия", "Зеркало для героя". Это потом Хотиненко снимет "Мусульманина", "72 метра", "1612", телесериалы “Достоевский” и "Бесы" и станет всемирно знаменитым режиссером, обладателем многочисленных кинематографических премий и наград!

Сначала съемочная группа остановилась в Окунееве, позже перебралась в Зырянку. Съемки проходили на месте бывшего села Торбыкова, на Красноярском Рейде. Когда съемочная группа перебралась в райцентр, помню, мне дали редакционное задание взять интервью у Владимира Хотиненко. Я отправилась я в гостиницу "Чулым", так она тогда называлась, где и поселилась киногруппа, но режиссера в номере не было. Мне сказали, что он вместе с оператором ушел на стадион играть в теннис. На пустом районном стадионе Хотиненко с Евгением Гребневым увлеченно отбивали подачи. Разговаривали мы между таймами. Владимир Иванович рассказал, как он случайно обнаружил забытый кем-то в самолете журнал "Наш современник" с романом "Рой", увлекся чтением, и вскоре решил снять по нему фильм, Сергей Алексеев был не против экранизации своего произведения.

Для съемок фильма искали детей. Одним из главных героев романа и одноименного фильма являлся Тимофей Заварзин, у которого было шестеро маленьких детей - все дочки. По сюжету романа и фильма Тимофея, инспектора рыбнадзора, вместе с женой Валентиной убивают браконьеры. Дети остаются сиротами. Так вот дочек Тимофея в фильме сыграли наши зырянские ребятишки. На роли утвердили Лену Прибыткову, Таню Охотину, Наташу Буйневич, Алену Ермоленко, Олесю Алексееву и Машу Белоусову. Мама Елены Прибытковой - Людмила Николаевна вспоминает:

- Дочке Лене тогда было всего три годика. Моя свекровь Тамара Артемовна где-то услышала, что для съемок фильма ищут белокурых детей, и говорит мне: "Может, нашу Ленку возьмут?". Я серьезно к этому не отнеслась, а она все-таки сводила Лену на пробы. И к нашему удивлению нашу трехлетнюю дочурку утвердили на роль! В Зырянке снимали только одну сцену, о том, как после гибели Тимофея и Валентины детей везут на катере. Остальные съемки проходили зимой в Свердловске. Нам купили билеты на поезд, и сразу после встречи нового 1990 года мы отправились в Свердловск. Тут уж я сама с Леной поехала, другие родители тоже. Съемки были павильонные. Снимали сцену в доме Заварзиных. Нам было все интересно. Лена, конечно, ничего не помнит, но мы семьей много раз просматривали "Рой", дочке было интересно на себя маленькую посмотреть, и нам с мужем тоже. От съемок фильма остались фотографии и сценарий, который нам подарили на прощание...

"Рой" Сергея Алексеева - это роман-предчувствие, там во всем чувствуется тревога, предчувствие беды. Многие из нас тогда, на рубеже 1989-1990 годов, живя в сибирской глубинке, этой самой тревоги и не ощущали вовсе, а между тем, до краха СССР оставалось совсем немного...

Основную концепцию романа режиссер Владимир Хотиненко сохранил, но, разумеется, внес и свое видение, потому как кино - это не иллюстрация литературного произведения, а совсем другой вид искусства. В финале картины появилась сцена массовой драки жителей Стремянки и Яранки, для усмирения которых вызвали не только милицию, но и солдат. Она - в духе времени, сказал тогда в интервью Владимир Хотиненко. Для участия в съемках фильма киногруппа пригласила владельцев авто- и мототранспорта, объявление было опубликовано в нашей "Сельской правде". Платили по тем временам неплохо - за автомашину - 25 рублей, за мотоцикл - 15 рублей за один день съемок. Для съемок самой большой массовой сцены возле кийского моста пригласили зырянских милиционеров и молодых парней. Помню, один мой одноклассник восхищался тем, что после участия в съемках массовой сцены была возможность лично познакомиться с кумиром юности - актером Борисом Галкиным, в молодости снявшимся в фильмах "В зоне особого внимания" и "Ответный ход", где он играл офицера ВДВ. У Владимира Хотиненко в фильме "Рой" Борис Галкин сыграл одного из братьев - Виктора Заварзина. Это не первый их совместный фильм. В "Рое" также снимался Владимир Ильин, на тот момент известный широкому кругу зрителей по фильмам "Время летать", "Авария - дочь мента" и другим.

А главное - та самая массовая финальная сцена снималась на берегу Кии, на деревянном мосту, который, правда, находился тогда выше по течению. На этом самом мосту милиционеры перегородили дорогу парням, идущим стенка на стенку. В сотрудниках милиции вполне узнаваемы милиционеры Зырянского РОВД. А еще в фильме есть такая фраза про окунеевский мост, ее произносит дурачок Артюша: "Вот опять мост строят. Каждый год новый. Не надоедает. Чего проще, тоннель бы прорыли, и половодья б не боялись…".

Фильм "Рой" вышел на экраны в 1990 году, но в прокате не имел кассового успеха. Однако режиссер считает его удачей в своем творчестве. После премьерного показа в кинотеатре "Радуга", помнится, многие зрители уходили разочарованные: ожидали художественный фильм про родную деревню, а тут ничего непонятно. Местная природа в картине была, конечно, узнаваема, а вот философский смысл фильма рядовому зрителю был не очень понятен. Мне кажется, "Рой" стоит посмотреть еще раз, сейчас, спустя тридцать лет, и тогда станет очевидным, насколько писатель и режиссер чувствовали перелом эпох, предвидели те события, которые всем нам предстояло пережить в 90-е годы. А еще в киноленте навсегда останутся те завораживающей красоты кийские берега и тот самый деревянный мост через своенравную речку…

Автор: Наталья Иванова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1923

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика