Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения на протяжении последних лет не теряют своей актуальности, поскольку безопасность дорожного движения является важной государственной задачей, так как речь идет о сохранении жизни и здоровья граждан.
Неслучайно снижение смертности и травматизма в результате ДТП отнесено к числу основных направлений демографической политики в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р.
Согласно статистике, более 85 % всех дорожно-транспортных происшествий происходит по причине нарушения водителями транспортных средств Правил дорожного движения, на долю этих ДТП приходится более 80 % погибших и более 90 % получивших травмы людей. Кроме того, за последние 10 лет число погибших в ДТП по причине нарушения Правил дорожного движения водителями в состоянии опьянения увеличилось почти вдвое (в 1,8 раза).
В этой связи вопросы усиления дисциплины на дорогах и борьбы с пьянством за рулем имеют первостепенное значение.
С 01.07.2015 начали действовать положения Федерального закона от 31.12.2014 N 528-ФЗ, которым введена уголовная ответственность по статье 264.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Прокуратурой района проведен анализ практики правоприменения данной нормы, в ходе которого установлено, что органом дознания Икрянинского ОМВД с 01.07.2015 по апрель 2018 годавозбуждено 50 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 264.1 УК РФ, из которых в суд направлено 48 уголовных дел, 2 находится в производстве.
По 42 рассмотренным судом уголовных дел 32 лица осуждено к наказанию в виде обязательных работ, 3 лица – к лишению свободы с применением ст. 73 УК РФ, т.е. условно, 1 лицо к штрафу, 6 лиц к реальному лишению свободы. Во всех случаях осужденным назначено дополнительное наказание в виде лишения права управления транспортным средством.
В этой связи каждому лицу, управляющему транспортными средствами, необходимо иметь в виду следующее.
Согласно п. 2.7 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), и передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения.
Статьей 12.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Наказание по данной статье предусматривает штраф в размере 30 т.р. с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет, а также административный арест от 10 до 15 суток (по части 3 статьи 12.8 КоАП РФ).
Кроме того, согласно п. 2.3.2 Правил дорожного движения, водитель транспортного средства обязан по требованию уполномоченных должностных лиц пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет административную ответственность по ст. 12.26 КоАП РФ, наказание по которой также предусматривает штраф в размере 30 т.р. с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет, а также административный арест от 10 до 15 суток (по части 2 статьи 12.26 КоАП РФ).
В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, т.е. с момента вступления в силу постановления по делу до истечения одного года с момента оплаты штрафа, истечения срока лишения права управления транспортным средством либо отбытия административного ареста.
Таким образом, в случае, если лицо, подвергнутое административным наказаниям по вышеуказанным статьям Кодекса РФ об административных правонарушениях, вновь управляет автомобилем либо другим механическим транспортным средством в состоянии опьянения, оно подлежит уголовной ответственности по статье 264.1 УК РФ.
При этом лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Примечанием к статье 12.8 КоАП РФ установлено, что факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.
Наказание по ст. 264.1 УК РФ предусматривает:
• штраф в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
• обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов;
• принудительные работы на срок до двух лет;
• лишение свободы на срок до двух лет.
При этом судом в обязательном порядке виновному лицу будет назначено дополнительное наказание в лишения права управления транспортным средством на срок до трех лет.
Кроме того, привлечение к уголовной ответственности также влечет такое негативное социальное последствие, как судимость, сведения о которой сохраняются в учетах органов внутренних дел, что в дальнейшем может негативно повлиять при трудоустройстве виновного лица или его детей.
При этом в целях усиления ответственности водителей Министерством внутренних дел РФ в настоящее время подготовлен проект Федерального Закона о внесении изменений в статью 264.1 УК РФ, предлагающий существенно ужесточить наказание за повторную езду в пьяном виде.
Так, если сейчас максимальный срок лишения составляет 2 года, то в проекте нового закона — предлагается лишать свободы на срок до 4 лет, также предлагается увеличить срок наказания в виде исправительных работ, и вдвое увеличить наказание в виде штрафа (с 300 до 500 тысяч рублей). При этом в случае увеличения максимального срока лишения свободы органы расследования будут также иметь правоходатайствовать перед судом об избрании в отношении виновных лиц в качестве меры пресечения по статье 264.1 УК РФ заключения под стражу, т.е. законодателем и органами власти принимаются все меры для того, что снизить количество лиц, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения.
Таким образом, каждое лицо, управляющее транспортным средством, обязано неукоснительно соблюдать Правила дорожного движения, в том числе категорический запрет на употребление за рулем алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, опасных психоактивных веществ, и не подвергать тем самым опасности жизнь и здоровье людей.
Вместе с тем, призываю каждого гражданина проявлять гражданскую активность, не поощрять и пресекать факты нарушений водителями транспортных средств Правил дорожного движения, в том числе употребления алкоголя за рулем, принимать активное участие в формировании в обществе нетерпимости к пьянству за рулем с тем, чтобы сама мысль об управлении транспортным средством в состоянии опьянения вызывала в обществе неприятие.