Третий, заключительный том дополненного и переработанного издания "Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах" стал очередным, более чем весомым вкладом в науку его составителя, автора предисловия, примечаний и комментариев Людвига Чибирова.
Ученый за много лет работы в архивах страны собрал уникальный материал, который теперь полностью систематизирован, снабжен всем необходимым справочным аппаратом и является незаменимым пособием для исследователей-гуманитариев.
В то же время это – научно-популярный сборник, и много интересного в нем найдет широкий круг читателей. Здесь, в новой книге, представлены разделы "Школа и народное образование", "Письменность. Издательское дело", "Художественная литература", "Наука и культура", "Распространение христианства", "Медицина. Целебные источники", "Легенды. Предания. Сказания. Сказки. Песни" и "Хозяйственная жизнь". Подобное собрание свидетельств с периода появления печатных органов на Кавказе не может не обратить на себя внимание. В частности, это касается вывода составителя, сделанного после изучения образцов народного творчества: "Некоторые фольклорные произведения, включенные в книгу, вызывают этногенетический интерес, позволяют провести скифо-осетинские этнокультурные параллели". Или – "подсказка" для историка, занимающегося изучением осетинского зарубежья: "В ряде материалов, как в зеркале, отражаются исторические судьбы осетинского народа, его жизнь и быт на прежней родине, причины эмиграции".
Большинство материалов можно назвать жемчужинами, ведь подшивки "Кавказа", "Терских ведомостей", "Тифлисского вестника", "Терека", "Нового обозрения", издававшихся в середине ХIХ века, проблематично полистать даже в библиотеках.
Фолиант дает реальную возможность узнать из первоисточников об основных вехах в жизни предков. Целый мир образов истинных сынов своей родины предстает перед глазами, когда читаешь о том, как, учитывая широкий приток осетинской детворы в школы, начальник Владикавказского округа полковник Эгляу в 1872 году направил прошение в Петербург о необходимости введения всеобщего обязательного обучения в Северной Осетии. Многие прогрессивные представители осетинского народа, вслед за Аксо Колиевым, личным примером прокладывали мосты к грамоте и просвещению. Кто-то совершенно безвозмездно отдавал под школу свой дом, другие жертвовали крупные суммы на строительство храмов знаний.
А чего стоят сообщения из Христиановского, Алагира, Эльхотова, Даргавса, Хумалага, Уруха, Шанаева, Ногкау, Дарг-Коха, других сел на самые различные темы, складывающиеся порой в причудливый калейдоскоп жизни сельчан. Многими их проблемами, радостями и чаяниями мы живем и сейчас, что только говорит об актуальности тем, поднимавшихся в газетах более века назад.
Что представляло собой "Владикавказское женское бесплатное училище для вольноприходящих детей всех сословий без различия вероисповедания", открытое 21 июня 1861 года? Почему Дигорону и другим, теперь безвестным авторам, понадобилось выступить в защиту учителей осетинских народных школ? Как создавался первый и единственный на тот момент в Осетии журнал "Христианская жизнь"? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы, диктуемые Историей. Даже далекого от экономики человека увлечет уникальный очерк
А. Скачкова "Опыт статистического исследования горного уголка" или свод народного права "Обычаи, соприкасающиеся с землевладением в Нагорной Осетии (Терск. обл.), вошедшие в употребление с незапамятных времен и имеющие силу положительных законов".
Здесь же помещен указатель имен, географических и гидронимических терминов ко всем трем томам издания.
Труд нескольких десятилетий начинался в те времена, когда не было элементарных технических средств, и громадный объем материала приходилось переписывать от руки. Теперь он доведен до логического завершения, за что и можно благодарить составителя-подвижника…