[B]Настоящим творческим подвигом можно назвать реализацию уникального проекта "Азанбек Джанаев. Жизнь в искусстве", идейным вдохновителем которого выступил председатель Благотворительного фонда культуры имени Азанбека Джанаева, руководитель группы авторов-составителей Заур Джанаев. [/B]
Совместно с Институтом национального развития им. Царазон Ас-Багатара и Художественным музеем им. Махарбека Туганова его фонд представил широкой общественности летопись жизни и творчества народного художника РСФСР Азанбека Джанаева. Причем роскошный альбом, изданный в Санкт-Петербурге, позиционируется как "книга первая", что свидетельствует о намерении всестороннего охвата масштаба личности, чье 100-летие отмечалось в прошлом году.
Богатый материал о мировоззрении художника, краткое искусствоведческое толкование его художественных произведений дополняются воспоминаниями близко знавших его людей и поклонников мощного и неординарного таланта. Ценно и то, что впервые в литературный и искусствоведческий оборот введены не публиковавшиеся ранее материалы из личного архива профессора Георгия Джанаева (его замысел по изданию книги и осуществили благодарные потомки), заслуженного художника РСО–А Руслана Джанаева и народного художника России, действительного члена Российской академии художеств Владимира Переяславца.
Отзываясь о Рафаэле, Огюст Роден в своих "Беседах об искусстве" говорил, что главное его достоинство – это выражение светлой утонченности души, глядящей на мир глазами художника, управляющей его рукой; это любовь, которая, кажется, изливается из его сердца на всю природу. Эти мысли сполна соотносимы с творчеством Азанбека Джанаева, с его любовью к человеку, которого он мог нарисовать со спины так, чтобы угадывалась его национальность. Высший пилотаж, при определенных обстоятельствах перекидывавшийся и на его талант как режиссера. Во всяком случае, на режиссерский факультет Всероссийского государственного института кинематографии (ВГИКа) приняли сразу на четвертый курс, в мастерскую именитого Сергея Герасимова! Его фильм "Осетинская легенда", снятый на одержимом энтузиазме, стал одной из жемчужин всесоюзного проката, был закуплен десятком стран Ближнего Востока, Азии и Европы. Но условия для развития его успехов в кинематографии не были созданы, так же как и не было полноценной возможности для раскрытия таланта скульптора. Все скульптурные композиции Азанбека Джанаева, к слову, специалисты относят к объемной монументальной графике — редкой способности перенесения настенного изображения на сложные трехмерные композиции. Тем не менее во всей Осетии так и не нашлось места для установки хотя бы одного из его монументальных шедевров...