Ацамаз ХАЧИРОВ, с. Лескен:
– По профессии я экономист. Географию же знаю в рамках школьной программы, также в общих чертах знаю некоторые направления и профессии, связанные с физической географией, с социально- экономической географией (геоморфология, биогеография, метеорология и климатология, ландшафтоведение, спелеология, геология, геодезия, картография и т.д.). Но, на мой взгляд, это не дает мне права говорить, что я хорошо знаю географию.
Но мне бывает стыдно, когда взрослые люди с высшим образованием путают континент со страной, не могут назвать ни одну страну в Африке или в Южной Америке, но берутся за решение глобальных вопросов.
Виктор ПЛИЕВ, механизатор:
– Я плохо знаю географию, никогда не соображу, где какая река течет и в какое море впадает. Путаюсь с границами государств. Зато у меня в машине есть навигатор, поэтому я уверенно ориентируюсь в пространстве.
Андрей БЕСПАЛОВ, пенсионер:
– Самому оценивать свои знания в чем-либо не очень корректно, а прошедший на днях географический диктант я не писал. Да и понятия "хорошо-плохо" – весьма относительны: рядом с профессором – я начинающий студент, рядом со студентом могу оказаться и профессором! Но хочу сказать, что в советской школе учили неплохо, а география была одним из любимых предметов. Так что, смею надеяться, мои знания по географии соответствуют среднестатистическому уровню цивилизованного человека ХХI века.
Анатолий ДМИТРИЕВ, ветеран труда:
– Ну, может, не все в подробностях, но нас хорошо учили в школе. Как-то наблюдал по телевизору репортаж о том, как американских обывателей попросили показать на карте местонахождение Украины. Это же смех, да и только. Люди вообще не понимают, о чем речь. Показывали даже на Австралию и Новую Зеландию. Мне трудно сказать, как сейчас учат детей в школе, но, надеюсь, что до такой степени невежества никто не дойдет. А в наше время мы отлично знали карту, с удовольствием изучали географию.
Элина КАРАЕВА, студентка:
– Признаюсь, географию знаю не так хорошо, как хотелось бы. В школе по предмету была "натянутая" четверка. Зато мой муж с ней на "ты". Он часто рассказывает мне о флагах разных стран, их особенностях, подсказывает, где находится тот или иной город, а также многое другое. На самом деле, это очень увлекательно – не понимаю, как он это все запоминает! Иногда даже завидую. Но, с другой стороны, мы оба восполняем пробелы друг друга. Он выручает меня с географией, я же помогаю ему с литературой и кинематографом. Так и учимся новому.
Алина КАДАЛАЕВА, студентка:
– В школе я недооценивала этот предмет. И только сейчас приходит осознание, что география на самом-то деле очень важна, ведь человек всегда взаимодействует с объектами, которые она изучает, будь то атмосфера, природные или городские ландшафты. От нее нам некуда сбежать, ведь "куда?" – это про географию.
Амина БИТИЕВА, студентка:
− Не сказала бы, что прямо хорошо. В школе не особо увлекал этот предмет. Знаю страны Евразии и Северной Америки, часть государств Африки, Южной Америки и Австралии. На карте их быстро могу найти.
Валерий ГАСАНОВ, специальный корреспондент газеты "Растдзинад", поэт:
– География была одним из любимых моих предметов в школе. Со смехом вспоминаю "Недоросля" Фонвизина, где главный герой говорил, что это и наука-то не дворянская. На самом деле, представление о том, где и какая страна находится, нужно иметь каждому. Часто вспоминаю своего учителя по географии Зару Васильевну Фидарову, у нас был еще один всесторонне развитый педагог – биолог, географ, астроном, ветеран ВОВ Тамерлан Урусханович Дзубиев. В кабинете географии был кабинет с проектором, картами, то есть все, что нужно для изучения этого прекрасного предмета.
Наталья МАТВЕЕВА, лаборант, г. Моздок:
– Не могу сказать, что хорошо, но физическую географию знаю, по сторонам света ориентируюсь, где какой материк и климатические пояса назвать могу. Комфортность нынешнего образа жизни притупила в новых поколениях стремления к знаниям. Если в XVIII веке Митрофанушка-недоросль знал, что ему знания географии ни к чему – ямщик довезет, то сегодня навигатор и искусственный интеллект и доведут, и покажут, и расскажут обо всем. Но каждый должен понимать, что любой щелчок может выключить эти блага цивилизации, а выживать один на один с природой мы наших детей не учим. А надо бы…