Событие, определившее жизнь района на ближайшие месяцы, ввиду новогодних праздников для большинства осталось незамеченным. На последней IV сессии уходящего года Совет депутатов отклонил районный бюджет – впервые в истории территория вошла в новый год без главного финансового документа. Причиной демарша народных избранников стал запредельный уровень дефицита – целый ряд полномочий оказались не подкреплены средствами.
Чем обусловлена нехватка денег? На этот и другие вопросы в интервью "Ширинскому вестнику" ответила руководитель финансового управления Людмила Шаманская.
– Людмила Михайловна, на бюджетной комиссии районного Совета депутатов Вы представили проект бюджета. Документ вызвал протест представителя Ширинской прокуратуры Ксении Васильевой и председателя контрольно-счетной палаты Татьяны Дьяченко. А уже на самой сессии депутаты проголосовали против его принятия.
– Расходная часть районного бюджета на 2018 год была просчитана финансовым управлением, исходя из потребностей на обеспечение собственных полномочий муниципального образования. При этом существующая кредиторская задолженность, а также бюджетный кредит в расчет не брались. В соответствии с заявками главных распорядителей бюджетных средств на собственные расходы и содержание подведомственных учреждений была определена итоговая сумма – это 291 миллион рублей.
Точность нашего расчета была подтверждена методикой, утвержденной Верховным Советом Республики Хакасия. В республиканском бюджете при определении дотаций районам использовалась таблица "Расчет дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов РХ на 2018 год". Данный показатель был определен на уровне 285 миллионов – погрешность небольшая.
Вместе с тем, доходная часть бюджета была определена на уровне 206 миллионов рублей, из которых республиканская дотация составила 132,7 миллионов. К 2018 году район пришел с бюджетом, разбалансированным на 82 миллиона рублей.
Если учесть все затраты, а именно, кредиторскую задолженность и бюджетный кредит, размеры которых составляют, соответственно, 110 и 128 миллионов рублей, расходная часть бюджета превысит 400 миллионов.
– Из каких статей сложилась сумма обязательств Ширинского района? На какие цели должен пойти 291 миллион рублей?
– Основная часть – это оплата труда. Заработная плата со всеми начислениями потребует 132,7 миллионов, в эту сумму входит: заработок по штатным расписаниям – 113,3 млн, повышение размера минимальной оплаты труда – 4,1 млн, повышение заработной платы в рамках исполнения майских указов Президента РФ – 15,3 млн руб.
Расходы на коммунальные услуги – это 59,7 миллионов; доплата к пенсиям муниципальных служащих – 4,6 млн; школьное питание – 1,5 млн; ГСМ для школьных автобусов – практически 2 миллиона; приобретение ГСМ – 7,5 млн; оплата услуг связи – 2,3 млн; налоги (на имущество организаций, земельный) – 9,1 млн. Содержание Целинной коррекционной школы обойдется в 2,7 миллиона. Софинансирование по федеральным программам, направленным на улучшение жилищных условий молодым семьям и молодым специалистам, еще 1 миллион. На содержание муниципальной собственности, создание резервного фонда, помощь поселениям и некоторые другие потребуется около 61 миллиона.
– Была надежда, что Правительство и Верховный Совет Республики Хакасия установят дополнительный норматив по НДФЛ, о чем перед бюджетной сессией ходатайствовал райсовет.
– В своем обращении депутаты просили заменить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными отчислениями от налога на доходы физических лиц.
В 2017 году Ширинскому району был установлен дополнительный норматив НДФЛ – 45 процентов, еще 13 процентов мы получали в рамках Бюджетного кодекса РФ, итого – 58. На этот год мы предложили увеличить норматив на 30 процентов, получалось: 75 – республиканские и все те же 13 – федеральные, всего 88 процентов.
В результате район не только не получил 30 процентов, но и лишился имеющегося 45-процентного норматива. Остался лишь предусмотренный Бюджетным кодексом минимум – 13 процентов, в абсолютной величине – это 32 миллиона рублей. При том, что НДФЛ от прогнозируемого фонда оплаты труда в 2018 году планируется в размере 245 миллионов.
– В беседе с депутатами Вы упоминали обращение на имя министра финансов Хакасии Ирины Войновой. Насколько известно, результатов оно также не дало.
– В письме министру администрация района привела все расчеты, в том числе по каждой статье расходных обязательств. Мы указали, что собственных доходов бюджета Ширинского района с учетом республиканских дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности недостаточно для реализации полномочий, возложенных на муниципальное образование федеральным и республиканским законодательствами.
Обязательства у нас есть, денег на их исполнение нет.
Глава района Сергей Зайцев попросил Ирину Войнову увеличить размер республиканской дотации на 82 миллиона рублей, либо пояснить, каким образом сформировать бюджет на очередной финансовый год при недостатке денежных средств в объеме в 2,8 раза, превышающем уровень собственных доходов.
Дотацию на требуемую сумму минфин не увеличил, пришлось искусственно повышать уровень собственных доходов. Проект бюджета получился разбалансированным, против чего выступили районная прокуратура и контрольно-счетная палата. Депутаты проголосовали против принятия такого документа.
– Бюджет не принят, как жить району?
– В этом случае федеральное законодательство устанавливает переходный период сроком на три месяца. В течение этого времени финансирование осуществляется по бюджетной смете на уровне 1/12 от плановых расходов предыдущего финансового периода.
В случае увеличения Правительством РХ размера дотации, обстоятельства, препятствующие принятию документа, отпадут. Проект бюджета мы вновь вынесем на рассмотрение районного Совета депутатов.
Думается, комментарии излишни. Налог на доходы физических лиц практически полностью забирается у муниципалитета, взамен предлагаются сущие копейки, на которые районная власть обязана исполнять установленные ей федеральным и республиканским центрами полномочия. У сельских Советов положение не лучше.