Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно - политическая газета Ширинского района Республики Хакасия

Адрес редакции: 655200, Россия, Республика Хакасия, п. Шира, ул. 50 лет ВЛКСМ, 21.
телефон: +7 (390) 359-11-29
e-mail: shiravest@r-19.ru

Учитель – не звание

Учитель – не звание, учитель – призвание

44 года – это много или мало? Вопрос риторический. Именно столько лет Людмила Чистобаева отдала педагогической деятельности. Начинала учителем русского языка и литературы в Ширинской средней школе №4, закончила руководителем управления образования МО Ширинский район, которым проработала 12 лет. Важным и запомнившимся она поделилась с корреспондентом "ШВ".

– Людмила Сергеевна, почему выбрали путь педагога? И ведь как оказалось, на всю жизнь?

– Ярким примером для меня были учителя средней школы №4: Василий Николаевич Васильев, Юрий Филиппович Калинкин, Тамара Васильевна Тимченко, Зоя Федоровна Шадрина, Григорий Павлович Архипкин. Когда я была школьницей, было принято закреплять слабых учеников за сильными. Мне учеба легко давалась. Так как я была старшая в семье и должна была следить за младшими, то одноклассники приходили к о мне домой. Они часто обижались, что я не давала списать домашнее задание, заставляла думать, размышлять. Я стремилась к тому, чтобы им все было понятно, объясняла материал. Постепенно стала осознавать, что мне это нравится. Впоследствии я приняла решение – после школы поступлю в педагогический, что в результате и сделала.

– Школа, институт, и вот ваш класс – каким был первый урок? Что вспоминается из преподавательских лет?

– О! Тогда был и огромные классы! Норма была 42 человека. А у меня голос тихий … Я боялась, что не справлюсь с дисциплиной. Захожу по звонку в кабинет, детки шумят после перемены. Смотрю на них, улыбаюсь. И они затихают, потому что знают, что сейчас я расскажу им что-то интересное и полезное. Самый первый урок был в том классе, где училась моя сестра Надя. Я у нее потом спросила, как все прошло, а она ответила, что когда я стояла у окна, у меня были большие длинные ресницы. А урок – нормально!

К урокам я готовилась тщательно, продумывала каждую минуточку, каждую секундочку. По методике преподавания предметов у меня пятерки. Да и педагогическая практика, когда вела уроки в присутствии учителей, помогла. Главное, что должен знать и помнить каждый педагог: дети чувствуют, если их любят. Постепенно я выработала и командирский голос, проводила линейки по рекреациям, в актовом зале. Потом появились микрофоны, а норму в классах свели до 25 детей.

Помнится бурная внеклассная работа. Я организовала театральный кружок, вечерами собирались на репетиции. Мы с ребятами ставили шутливые сценки, потом репетировали пьесы, например, "Снегурочку" Островского, и с ними выступали на школьных вечерах, новогодних утренниках. Как сближают эти творческие встречи детей с учителем! А сколько секретов мне доверили ребятишки! Вот тут-то и шло воспитание ненавязчивое, деликатное, чуткое.

А какие замечательные путешествия мы совершали с учениками! Я возила старшеклассников на каникулах по разным городам – по "Золотому кольцу России", в Брест, Бухару, Москву, Волгоград, Новгород, на Байкал. Осуществляли эти поездки мы вместе с З.Ф. Шадриной, Л.Л. Зыряновой, М.М. Игнатьевой. Все были очень довольны, особенно я.

Помню, работала учителем русского языка и литературы на полную ставку и в группе продленного дня. Василий Николаевич Васильев, был тогда директором школы, стал часто посещать мои уроки. Ходит и ходит, ходит и ходит. А я-то переживаю. Ну, я не выдержала, пошла у него узнать, как мои уроки, почему так часто посещает их. А он ответил: "Всё по плану". После этого повела группу продленного дня в столовую на обед. Дети покушали, затем мне надо было их тихо провести по школе до своего кабинета, потому что еще шли уроки. В это время Василий Николаевич зашел в столовую, а я его не заметила. Ребятишки шумели. Быстренько, говорю, построились, считаю до пяти: раз, два, три, четыре, пять. Не успели? Разошлись. Опять считаю до пяти, построились! Не успели? Разошлись. И так раз пять, наверное, сходились и расходились. В итоге построились и пошли. Смотрю, а директор сидит в уголке и наблюдает. После этого случая он попросил меня стать организатором по учебно-воспитательной работе. Оказывается, поэтому он ко мне присматривался. Я тогда готовилась стать мамой, в связи с этим на должность не согласилась, зачем подводить коллектив. И все-таки, когда я вышла из декрета, Василий Николаевич назначил меня заместителем директора, но по учебной работе. Проводила множество семинаров, совещаний,…

Немало характеристик пришлось написать, я оформляла документы на тех педагогов, кто отработал по 20 лет, для получения звания "Ветеран труда". И тогда заметила, что вижу в людях только хорошее.

– Не один год Вы были директором школы. В этой должности чему уделяли внимание?

– Трудно сказать, потому что для руководителя образовательного учреждения важно все: и ученики, и педагоги, и образовательная деятельность, и воспитательная, и всевозможные мероприятия,… Очень трогательными были выпускные вечера, когда ребята оканчивали школу и уходили во взрослую жизнь. Любила встречать первоклашек, вступивших впервые на порог школы. Всегда тщательно готовилась к педсоветам, совещаниям, школ а принимала участие в разных конкурсах. Волнение меня никогда не покидало. В то время образовательное учреждение считалась лучшим в районе. К нам детишки шли за знаниями, и когда приезжали областные проверки, их всегда отправляли ко мне. Поэтому всегда старалась быть во всеоружии.

Например, заметила, что в спортзале достаточно холодно для проведения занятий. Обратилась за помощью к золотарям из "Артели старателей "Сибирь". Они утеплили окна, нарастили батареи, сделали отопление – спортзал стал "живой".

Я всегда старалась сделать все возможное, чтобы образовательный процесс в школе шел в слаженном ритме.

– Наверное, помимо восторженных и радостных моментов было в работе немало трудностей?

– Да еще каких! Директором Ширинской средней школы №4 я работала с 1992 года. В эти жуткие девяностые были задержки заработной платы педагогам, да и всем работающим почти по полгода. Профсоюзы и учителя боролись за свои права: организовывали стачки, забастовки, пикетирования. Шли к главе района, заполняя коридоры и приемные руководителя территории и председателя районного Совета депутатов. Объявляли голодовку, ночуя в спортзале на матах. И, в первую очередь, с меня, как с директора, спрашивали зарплату. Постепенно с учителями с помощью бартерных сделок начали рассчитываться телевизорами, кроватями, затем продуктами. Стало немного легче. Своих детей в вузах учителя, так же, как и я, учили благодаря пенсиям своих родителей, отдавали им продукты. Но со временем обстановка с заработной платой стабилизировалась. При всех этих трудностях педагоги все равно обучали школьников добросовестно, результаты внутришкольного контроля были хорошими.

Работая главным специалистом опеки и попечительства, сталкивалась с такими ситуациями, которые до сих пор вспоминаю с болью и горечью. Когда поступал сигнал о необходимости изъятия детей у родителей, мы выезжали в семьи. Однажды, я тогда только начала работать в опеке, приезжаем на вызов, а в доме ужасный беспорядок, холодно, мамашка пьяная. Стали искать ребенка. Нашла малышку в куче тряпья, грязную и голодную, у девочки уже не было сил плакать, она чуть пищала, а ей и годика не было. Забрала к себе домой, обмыла ее, переодела-переобула, и мы повезли ее в Черногорский реабилитационный центр. Пока ехали, давала ей молочко из пипетки. Сначала у нее не было сил сосать, но постепенно она стала причмокивать. Я была в ужасе от того, как можно ребенка довести до такого состояния.

Постепенно, когда узнала все тонкости работы, образовалась очередь на приемных родителей, опекунов. Семьи, с которыми был заключен договор, присматривали за детишками.

Другой грустный случай – соседи семьи сообщили нам о трёх бесхозных ребятишках. Мы приехали, а им всем до трёх лет, голодные, обсиканыеобкаканые. Повезли их в реабилитационный центр Черногорска.

Да, достаточно трудно было работать в опеке и попечительстве. Тогда я пошла к главе района с просьбой, чтобы дали одну ставку в помощь. Так на защиту детей со мной встала Любовь Таланова. Очень стойкий, ответственный сотрудник, со стержнем. Зная ее, я спокойна за отдел. Люблю ее как родную доченьку.

Когда стала руководителем управления образования, и когда в республике и в нашем районе были приняты программы по строительству домов для детей-сирот, для учителей, строительству детских садов, программы по капитальному ремонту школ, детских садов, по замене окон, ремонту крыш, пищеблоков, туалетов, ремонту школьных котельных, систем отопления, спортивных залов, строительству мобильных туалетов, спортивных плоскостных сооружений… – тоже было очень трудно. Я шутила, что руководителю управления образования района мало иметь высшее педагогическое образование, надо вдобавок быть и строителем, и экономистом, и юристом. Деньги по программам шли через управление образования, а за это большая ответственность. Стало не до шуток. Выручала помощница – высококлассный специалист Татьяна Николаевна Никитина: умница, грамотная и ответственная. Но главная благодарность, конечно же, главе муниципального образования Ширинский район Сергею Николаевичу Зайцеву. Он подключил и другие профильные управления: разделил работу и ответственность. При своей высокой занятости вникал во все вопросы, цифры, сроки, бывал на возведении объектов. В плане строительства и ремонта образовательных учреждений сделал очень много. Об этом говорилось и в "Ширинском вестнике", было прописано в отчетах главы района.

– Как вы считаете, что важнее всего в образовании?

– Направлений, конечно, много, но главные я выделяю: обучение и воспитание детей, их развитие, защита жизни и здоровья; работа с родителями и общественностью; методическая работа с педагогическими коллективами. По этим направлениям работают и добиваются отличных результатов педагогические коллективы образовательных учреждений благодаря помощи специалистов управления образования: С.Б. Каер, О.П. Редель, Т.Г. Пономаревой, К.Н. Аешина, И.И. Ерлыковой, Л.В. Котюшевой.

– Наверное, есть люди, которые помогали Вам на протяжении всего периода работы в управлении образования?

– Конечно, я благодарна главе района С.Н. Зайцеву за постоянную поддержку и помощь системе образования; первому заместителю главы, нашему куратору А.А. Дирингу за реальную помощь в решении практически всех вопросов; заместителю главы В.И. Исаеву за помощь в решении проблемных вопросов жизнеобеспечения школ и детских садов; председателю районного Совета депутатов С.И. Залесному; руководителю управления ПЭСТ Е.В. Цико. И вообще, мне повезло в жизни на хороших людей: В.Л. Мирошниченко, Л.М. Шаманская, В.Е. Колыньяк, Н.С. Маринкин, Н.Р. Абдин, Н.В. Ковалева, Л.С. Ремкевич, Е.Э. Хомина, В.Б. Таланов, Л.А. Булатова. Можно еще много перечислять.

– Скажите несколько слов о работе со школами. Были ли "любимчики" среди директоров учреждений?

– Легко было работать с такими школами и детскими садами, где были опытные, уважаемые директора–стажисты. Это Ширинские средние школы №18 и №4, Коммунаровская, Туимская, Топановская, Ефремкинская, Спиринская, Жемчужненская средние школы. Среди детских садов: "Солнышко" с.Шира, "Малыш" с.Шира, "Жемчужинка" с.Жемчужный, "Тополек" с.Борец.

Работа всех школ оценивается по единым требованиям, прописанным в Законе "Об образовании". Методическую помощь образовательным учреждениям оказывает управление, контроль за их деятельностью осуществляет отдел по надзору Министерства образования и науки Республики Хакасия. По результатам проверок мы и "выделяем" школы и детские сады: хвалим на совещаниях и конференциях тех, у кого проверки показали отличные результаты образовательной деятельности, продолжаем помогать тем, у кого замечания.

По поводу "любимчиков" среди руководителей скажу так: я их всех очень уважаю, хорошо понимаю и жалею, потому что вся ответственность за всё, что происходит в учреждениях, лежит на них. Много помогала молодым директорам. Среди них сейчас яркие звездочки: В.П. Фомичева, И.П. Щипцов, С.И. Бривкольн, Л.В. Копылова, Н.А. Делявская, М.М. Овинникова. Очень благодарна за результаты работы, за ум, творчество, ответственность и добросовестность директорам: С.В. Толстихиной, Н.Н. Ботандаевой, Н.Л. Брянкиной, Т.Л. Данченко, Э.Я. Потандаевой, Е.А. Бехер, Н.А. Ботандаевой, Е.А. Рихтер, заведующим: Н.В. Никульшиной, Т.С. Никитиной, Т.В. Казаковой и М.М. Батуриной, хотя она уже на заслуженном отдыхе.

– Вы сегодня многих благодарите за помощь и поддержку, а отмечены ли Вы сами благодарностями за столь бесценный труд?

– Да. Это Почетные грамоты главы района, Министерства образования и науки Республики Хакасия и Российской Федерации, Верховного Совета Республики Хакасия. Присвоено звание "Ветеран труда". Награждена нагрудным знаком "Почетный работник общего образования Российской Федерации".

Я ушла на заслуженный отдых. Спасибо сердечное директорскому корпусу, специалистам Управления образования за то, что так красиво меня проводили. Я желаю всем педагогическим коллективам Ширинского района крепкого здоровья, неиссякаемой любви к детям, сил, терпения и выдержки в дальнейшей творческой работе. Передаю вам свой девиз: "На работу как на праздник!" Удачи вам, мои дорогие, всегда и во всем!

Автор: Полина КРАСНОВА

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 619

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика