Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно - политическая газета Ширинского района Республики Хакасия

Адрес редакции: 655200, Россия, Республика Хакасия, п. Шира, ул. 50 лет ВЛКСМ, 21.
телефон: +7 (390) 359-11-29
e-mail: shiravest@r-19.ru

Енисейские кыргызы расцвет

Енисейские кыргызы расцвет

Зарождение империи

К шестому веку енисейские кыргызы сформировались как этнос и расселились по Енисею. Они сумели сохранить свою самостоятельность от экспансии первого и второго древнетюркских каганатов, практически не сумевших пробиться в Хакасско-Минусинскую котловину. Не допустили они и вторжения государства уйгуров. К IX веку обрели полную независимость.

Говоря современным языком, стиль жизни енисейских кыргызов продолжал тагаро-таштыкские традиции, устоявшиеся в южно-сибирских климатических условиях. Многие процессы усложнялись, прогрессируя с течением времени. В постоянных торговых контактах пополнился круг возделываемых культур, изменилась система полеводства и обработки земли. В обиходе, по данным китайских хроник, у кыргызов просо, ячмень и гималайский ячмень, пшеница. Хлеб они сеяли в апреле-мае, а убирали в сентябре-октябре. Археологические раскопки показывают, что они умело пользовались сетью вымощенных плитняком арыков – каналов. В районе современных Уйбата, Ербы и Теси они иногда превышали по протяженности 20 километров. Земледельцы того времени широко использовали не только мотыги и деревянные лопаты с железной оковкой, но и трехзубые железные наконечники с сошникам, а также легкие безотвальные плуги с широким удлиненным лемехом. Помимо быков для вспашки начали использовать лошадей. Обычными стали ручные мельницы. В скотоводстве по китайским источникам у богатых хлебопашцев табуны и стада насчитывали несколько тысяч голов. В южных районах Хакасии разводили яков, использовали верблюдов.

Развитие материальной культуры – промышленности и сельского хозяйства, укрепление социальных укладов и постоянная борьба с соседями привели к созданию "кочевой империи" с крупным и организованным войском. Благодаря этому енисейские кыргызы стали завоевателями.

Крепости и стены

Полуоседлая жизнь и государственность неизбежно приводили к разрастанию жилых поселений и появлению военно-административных центров. К VIII-IX векам развилось градостроительство, а столица кыргызского кагана и его главная ставка располагалась в устье реки Уйбат и занимала площадь более 50 гектаров.

По материалам раскопок Леонида Кызласова, в 1981 году о них писала ширинская районная газета "Знамя коммунизма", столица состояла из срубных и каркасно-столбовых домов, среди них выделялись глинобитные строения и дома из сырцового кирпича со сводчатыми крышами, крытыми черепицей местного и китайского производства. Центр городища – ставка кагана, представляла собой замок с четырьмя башнями на высоком каменном фундаменте, стенами высотой до 4 и площадью 72х37 метров. Кроме того, были обнаружены следы намеренных древесных насаждений, возможно, садов. А близ Тазмина улуса, на месте разнокультурных святилищ и некрополей, кыргызы возвели собственный храмовый комплекс с культовыми, жилыми и подсобными строениями. Здесь остались ненарушенными стены и четыре пандуса с четырех сторон света. Храм, вероятно, был посвящен Небу и Предкам правителей. Государственной религией было манихейство – поздняя модификация древнеиранского зороастризма.

Сложившееся военное состояние общества и необходимость обороны границ привели к строительству в опасных районах крепостей и укреплений. Они есть рядом с Шушенским и Саяногорском, в отрогах Кузнецкого Алатау, выходящих к Черному Июсу и Черному Озеру. Кроме того, есть сведения и об остатках крепостей западнее Чебаков на склонах гор. Почти на окраине Ефремкино несколько столетий, вплоть до XVII века, также функционировала крепость – "Турачак", что означает "Крепостца", в позднем периоде она служила резиденцией правителей Алтысарского кыргызского княжества.

Орхоно-енисейская письменность

Мирные поселения кыргызов обнаруживаются гораздо легче, так как они и моложе по времени, и иногда попадаются предания об их местонахождении. Известны, по крайней мере, три таких поселка вблизи райцентра – под Аешиной горой около Трошкина улуса, у Топанова, на соединении с трактом Шира–Коммунар и в районе Карышских медных месторождений.

Взаимодействие и взаимопроникновение различных археологических эпох и культур, ландшафтно-климатические и геологические условия во многом заставляли кыргызов сохранять древние традиции в изготовлении одежды, обуви, которые, в сущности, были почти идентичны таштыкским. Но не обошлось и без серьезных отличий, в эту эпоху появилась руническая письменность, названная орхоно-енисейской.

Первооткрывателем памятников древнетюркской письменности, принадлежавших енисейским кыргызам, стал знаменитый исследователь и путешественник Даниил Готлиб Мессершмидт, он возглавил сибирскую экспедицию по указу императора Петра I в 1719 и завершил свои труды в 1727 году.

В 1721 г. он и его товарищи вышли к верховьям реки Уйбат и вдоль русла спустились в хакасские степи. В устье современной реки Бейки исследователь обнаружил высокий каменный обелиск, изогнутый "в виде венгерской сабли", со всех четырех сторон покрытый неизвестными письменами. Камень был тщательно "срисован" шведским помощником Карлом Шульманом. Кроме этого, экспедиция обнаружила еще два памятника: один близ Краснотуранска в виде обломка бронзового зеркала, а второй был описан его помощниками Таббертом и все тем же Шульманом так: "...надгробная мужская статуя, держащая в руках урну, между реками Тесь и Ерба, с руническими письменами, вырезанными на задней стороне...".

В декабре 1893 года на заседании королевской Датской академии наук в Копенгагене был сделан доклад "Дешифровка орхонских и енисейских надписей", автором которого был профессор Вильгельм Людвиг Петер Томсен, а одним из ближайших его помощников-дешифраторов стал Василий Васильевич (Фридрих Вильгельм) Радлов, посвятивший изучению Сибири более 12 лет.

В Ширинском районе древнетюркские письмена обнаружены рядом с гротом Проскурякова. В полутора часах ходьбы по скалам над Белым Июсом есть скальный массив Тогыз-Ас – "Девять ртов". Здесь самый большой интерес для науки представляет руническая запись, выполненная в три строчки черной и красной охрой, остатки которой можно увидеть недалеко от входа. Имеются сведения, что здесь же был изображен всадник на лошади, по крайней мере, ученые в 1950-х годах этот рисунок описывали, но сегодня стены в изобилии покрыты лишь современной графикой и надписями, вроде "здесь был Вася", и среди них теряются черно-красные руны эпохи государства Динлин.

Придя из Алту-Шан

Мое государство, мой хан...

Это великое и геройское

Имя мое: герой Агдам Ынал

Мой брат пришел, благополучно

Спустившись (с гор) и узнав...

До сих пор неясно, что это: героическое сказание, поминальная надпись или знак соседям о границах владений. Теорий, впрочем, как всегда в таких случаях – масса, но опровергнуть или подтвердить одну из них не представляется возможным, тем более, что сохранился лишь небольшой фрагмент текста.

Род Кыргыз

Образовавшееся в начале VI века государство своими корнями уходило в предшествующие эпохи, но в последние столетия на первые роли на нашей территории стали выходить уже тюркоязычные племена, одно из которых возглавил аристократический род Кыргыз. Его окружали мощные в то время Тюркские каганаты, поставившие во главу угла воинственную политику. Однако сразу после возникновения первого каганата кыргызские вельможи, возглавившие молодое енисейское государство, старались, вероятно, сохранять дружественные отношения с соседями.

Внешнюю политику, говоря современным языком, они старались вести более выгодными мирными, например, торговыми средствами, хотя стычки с различными тюркоязычными государственными объединениями не стихали. Военно-административная система, выстроенная уже по феодальному территориальному принципу, позволила кыргызам на протяжении столетий слыть одним из сильнейших государств. Но в 710 году в ходе войны с тюрками древнехакасское государство, по всей вероятности, потерпело одно из первых крупных поражений, было разграблено, после вывоза трофеев и рабов обложено данью и оставлено под управлением местных правителей, согласных с верховной властью каганата. Еще более крупный урон был нанесен в 758 году сформировавшимся к тому времени Уйгурским каганатом, но поражение не привело к включению территории Хакасско-Минусинской котловины в состав каганата. Древние хакасы к рубежу VIII-IX веков развили высокий для того времени экономический потенциал, создали мощную базу для массового производства оружия, снаряжения и прочих предметов для снабжения войск. Древние хакасы проводили походы с боями на запад до Среднего Иртыша, на юг до городов Восточного Туркестана, на юго-восток до границ танского Китая и на восток до бассейна Амура. В 840 году они освободили от уйгуров территорию современной Тувы и прорвались в Центральную Азию. Следует заметить, что это были скорее превентивные меры, нежели желание расширить свои границы. Вероятнее всего, цель заключалась в ликвидации возможности новых уйгурских завоеваний и восстановлении нарушенных связей со многими странами, в том числе с Танской китайской империей. Эти цели были достигнуты к 847 году.

Сопоставление разноязычных письменных источников, по мнению Леонида Кызласова, с новыми археологическими находками и данными позволяет составить более полную картину завоеваний древнехакасских войск в IX веке. К его концу государство занимало обширную территорию от Среднего Иртыша до Байкала и Селенги в направлении запад-восток, от правобережья Ангары на севере до реки Кия южнее современного Томска, далее до Восточного Туркестана. Можно только представить, каким мощным влиянием на политику стран Южной Сибири и Центральной Азии пользовалось раннефеодальное хакасское государство.

Загадка Джучи и "лесных народов".

Падение империи

Несмотря на мощь древнехакасского государства, в IX-XII веках в силу все больше и больше вступали феодальные отношения между властителями отдельных территорий, набиравших собственные силы и влияние в образовавшихся княжествах, зачастую на значительных расстояниях от административного центра. Обособление и стремление к личной власти, а, следовательно, междоусобицы не могли не ослаблять государство. На историческую арену к тому времени уже были готовы выступить татаро-монголы. Начиналась очередная великая миграция тюркоязычных групп в направлении восток-запад.

История завоеваний татаро-монголов сегодня хорошо известна. Один из знаменитых письменных источников "Тайная история монголов" повествует о том, что в 1207 году старший сын Чингиз-хана Джучи покорил все "лесные народы" Южной Сибири от Байкала до западно-сибирских степей, при этом монголам были подчинены Саяно-Алтайское нагорье и установившаяся к тому времени федерация древнехакасских княжеств. Нойоны, по рукописи, "... выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами и белыми же соболями". В то же время сообщений о военных действиях на Саяно-Алтае нет. Вероятно, кыргызские правители древнехакасского государства, хорошо знавшие новую политическую ситуацию в Центральной Азии, в 1207 году только номинально признали верховную власть нового монгольского кагана и откупились обычными по тому времени подарками, свидетельствовавшими лишь о своем миролюбии. Сдерживающим фактором в отношении полного завоевания "лесных народов" могла послужить военно-административная организация.

Монгольское войско, построенное на тех же принципах и имевшее главной ударной силой конницу, могло продвигаться лишь по степным просторам, где было вдоволь корма для лошадей и по завоеванным территориям. Как они могли воевать с "лесными народами", жившими в лесостепях вплоть до таежных и горных местностей с обилием гор и рек, – загадка. Очевидно, что монголам было непривычно действовать в таежной и горной местности, так как их козырь – стремительные марш-броски на открытых пространствах.

В 1218 году один из кровавых походов в Южную Сибирь совершил ставленник Чингиз-хана Буха-нойон, а с основной армией в поход выступил Джучи, прорвавшийся по льду Енисея в Хакасско-Минусинскую котловину, огнем и мечом истреблявший восставших. И опять конкретных исторических данных о том, что этот поход в 1218 году, несмотря на всю его жестокость, подорвал экономику и уничтожил самобытную культуру местных этносов – нет. Видимо, как пишет Леонид Кызласов, Саяно-Алтайскому нагорью монголы отводили роль производственной и сырьевой базы для снабжения войска, завоевание северных территорий, богатых рудными ископаемыми и населенными опытными горняками, металлургами и кузнецами, первоначально совершались по экономическим причинам. Примечательно и то, что, судя по многим источникам, монголы предпочитали не брать в свое войско хакасов, как это было в других странах. Упорная, кровопролитная борьба, которую вело древнехакасское государство против войск Джучи, на несколько десятилетий сдержала дальнейшее вторжение монголов на запад.

Восстания в Хакасско-Минусинской котловине постоянно продолжались, а с 1273 по 1293 год государством на Енисее по-прежнему управляли местные князья из рода Кыргыз. Прибегнув к уже испытанному методу прорыва по замерзшему Енисею, полководец Хубилая кипчак Тутуха сумел разгромить "народ пяти племен", и 1293 год, спустя 86 лет после первого похода Джучи-хана в Южную Сибирь, стал считаться годом гибели древнехакасского государства.

Аскизская культура в Приволжье

На этом можно было бы закончить рассказ об основных этапах истории Хакасии от палеолита до средневековья, если бы не сенсационная археологическая находка в Золотаревском средневековом городище, сделанная в ходе раскопок пензенскими археологами.

Доктор исторических наук Игорь Кызласов рассказывает, что на берегах реки Суры, на земляных валах, во рвах, среди деревьев, в траве обнаружено множество черепов, костей и оружия. Вероятно, своих погибших татаро-монголы похоронили, а защитников города хоронить было некому. Археологов заинтересовали изделия весьма характерной, самобытной формы, заметно отличавшиеся от других артефактов. Это были удила, стремена, чесноки – металлические "ежи" для ранения копыт лошадей, сабли, стрелы, накладки, панцирные пластины и так далее. Многие из них украшены богатым узором и сохранили следы золотой инкрустации и аппликации. Пензенские специалисты пришли к выводу, что имеют дело с предметами аскизской археологической культуры Южной Сибири. Аскизская культура – довольно новое явление, получившее название от серии курганов на реке Аскиз, по мнению Леонида и Игоря Кызласовых, просуществовавшая с X по XVII столетия и представлявшая собой государственную культуру древнехакасской державы, имевшей торговые и экономические связи с государствами на обширных пространствах Азии и Европы на протяжении многих столетий.

Пребывание их посольских и торговых экспедиций в конце X – начале XIII веков доказано раскопками в десяти древнерусских городах. Естественно, они не могли обойтись без сопровождения воинскими отрядами, один из которых и оказался среди защитников древнего города на Суре. Тем более, пензенские археологи нашли доказательства, что у Золотаревского городища располагалась постоянная торговая фактория древних хакасов.

Автор: Григорий ЧЕБОТАРЬ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 633

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика