Впервые об автостопе, как о реальном явлении, а не о виде мифических кадров американских фильмов, я узнал от очень колоритной пары из… Москвы? Окуневки? Сибири? Сергей и Кристина позиционировали себя как "граждане планеты Земля", и ни одно место не определяли, как "свое". Молодые путешественники автостопом по России, Сергею чуть меньше 30, Кристине и вовсе 22 года, жили приключениями. Даже знакомство с ними произошло необычно – недалеко от полицейского участка, откуда их только что выпустили за то, что они забрались в кабину тепловоза, стоящего на запасных путях. Впрочем, ничего дурного они там не делали, если не считать за таковое песни Бутусова и выпитый из термоса чай, заботливо оставленный машинистом.
Несколько лет назад Сергей жил в Москве, один, с хорошей работой менеджера среднего звена. Осенью почувствовал нарастающую тоску, превратившуюся в затяжную депрессию. А в один из весенних дней просто собрал рюкзак, взял гитару и немного денег и отправился, куда глаза глядят, даже не позвонив на работу.
Дороги забрасывали его в разные части необъятной Родины, пока в одной из деревенек он не встретил Кристину. Из села они уехали уже вдвоем. Все дальше от родных мест – в сторону восходящего солнца. И как прежде – на попутках.
Они многое могли рассказать о путешествиях, ведь встретился я с ними уже в Красноярске. О разных городах, где они устраивали мини-концерты под старенькую гитару – "кормилицу", разрисованную авторучками и маркерами, словно пещера палеолита древними людьми. Но больше всего – о людях из разных городов и сел, случайных встречных.
Признаюсь, я загорелся. Не то, чтобы бросить все и податься с ними, но следующую свою поездку Красноярск – Шира решил совершить именно автостопом.
В то лето я несколько раз преодолевал эти 400 километров с попутными машинами, и всегда с новыми впечатлениями.
Прошло уже довольно много времени, когда жизнь заставила вспомнить опыт этих путешествий. Прохладный февральский понедельник этого года, почти шесть вечера. Значит, автобус Шира – Красноярск уже ушел, а мне во что бы то ни стало нужно быть в городе к утру. Размышлял недолго, скидал документы в небольшую спортивную сумку, побрился – немногие на трассе остановят машину перед заросшим щетиной подозрительным типом, и отправился в путь.
Быстрым шагом добрался до окраины – путь автостопом всегда начинается за пределами населенных пунктов, внутри – вотчина таксистов. Еще полчаса неспешного хода – на самой трассе торопиться уже бессмысленно, – когда остановилась первая машина. Старенький японский внедорожник, в котором двое братьев, крепкие парни лет 25, спешили к родственникам в баню.
– Далеко собрался?
– До Красноярска добираюсь.
– А автобус?
– Не срослось.
– Ладно, до Толстого мыса подкинем.
В дороге обсуждали друзей, попавших в переделки, и местных красавиц. Причем, связь между переделками и красавицами прослеживалась самая прямая, из чего сообща пришли к выводу, что от женщин все беды. Впрочем, прервать все контакты с женским родом ради безоблачного существования никто не согласился. На том и порешили.
Ребята не пожалели бензина и провезли чуть дальше, до основной трассы, где машину поймать не в пример легче. И вот уже 70 километров из 360 позади, а я вновь иду с сумкой через плечо.
Получасовая прогулка завершилась, когда остановился небольшой грузовичок, тоже японский, возивший продукты из Абакана в Новоселово. Пожилой водитель всю дорогу ругал гаишников и вспоминал, как в девяностые гонял фуры с Дальнего Востока и они с мужиками ездили только колоннами, сообща отбиваясь от бандюков, обирающих дальнобойщиков.
– Бывало и монтировкой приходилось помахать, как в "Бумере"…, – и по довольной ухмылке водителя было видно, что достаточно собирателей "проездного налога" получили оплату тумаками.
На повороте к Новоселово вышел, чтобы остаться на объездной, и, пожелав водителю удачи, снова пошел пешком. Половина пути пройдена.
Прошел почти час, полностью стемнело и прилично похолодало, когда одна из машин сподобилась притормозить. Я лишь удивился, признав в ней почти новый Аккорд. Дорогие машины очень редко подбирают пассажиров, возможно, опасаясь лихих людей. Тем не менее, дверца приоткрылась, и я не заставил себя упрашивать.
Николай, как оказалось, перегонял машины и тем зарабатывал себе на жизнь. Вот и этот спортивного вида "черный дракон" предназначался кому-то другому. Но перекупщик давно привык расставаться с машинами, и видимого сожаления не выказывал. Лишь жаловался, что за время перегона полетела коробка передач, и её пришлось заменить, что сведет на нет любую прибыль от продажи. Здесь же выяснилась и причина, по которой битый жизнью перегонщик вопреки привычке взял попутчика – после ремонта не осталось даже сигарет, отчего тот очень страдал. Мы быстро домчались до зеледеевского кольца под объемный звук dram-n-bass, где и распрощались, в благодарность оставляю ему свою пачку.
Большая часть пути позади, осталось всего ничего. Я бодро шагаю в сторону Дивногорска. Второй час ночи, но прогулка приятна. Абсолютная тишина, в свете полной луны потрясающий вид на горы, покрытые заснеженным лесом. Эпически смотрятся стальные башни линий электропередач, вблизи ГЭС они принимают почти циклопические размеры.
Третий час пешего пути. Кажется, прошел километров 15 с последнего места высадки. Из прохладного воздух стал колюче морозным, чувствую, что начинаю подмерзать. Машин почти нет, а те, что иногда возникают, уносятся прочь презрительно быстро, вряд ли успевая даже заметить одинокую фигуру в ночи.
Достаю ледяной телефон, вместо полосок связи привычного оператора – "только экстренный вызов". Отбросив сомнения, набираю 112.
Оператор ответила почти сразу, в коротком разговоре успеваю сказать, что иду вдоль дороги на Дивногорск, кругом тайга, до ближайшего населенного пункта уже не доберусь. Ответа не последовало – батарея села, попытка отогреть телефон успеха не принесла.
Чтобы не замерзнуть окончательно, продолжаю идти. В сумке непочатая бутылка водки, припасенная для чего-то подобного, но оставляю её на крайний случай. Не хочу, чтобы спасатели вместо попавшего в беду обнаружили поддатого весельчака. Если, конечно, они вообще расслышали через перебои связи, где я нахожусь, и собираются что-то предпринять.
Полчаса с момента разговора с оператором, четвертый час пути, –25 по Цельсию, а я окончательно промерз. Мимо проносится очередная машина, устало шлю ей вдогонку проклятия. В темноте замершей тайги негромко трещат сучья. С толикой облегчения вспоминаю, что волков у нас не водится.
Впереди показались фары. Знакомый темно-синий цвет и силуэт машины, минуту назад проехавшей мимо. Только в этот раз она останавливается, колесами приминая снег на обочине с приятным хрустом:
– В последнюю секунду едва увидел, по такой-то темноте. Ну, да, скорость большая, не стал останавливаться. А сейчас вот решил вернуться, холод же такой.
Выбивая зубами чечетку, скомкано благодарю водителя, понемногу приходя в себя в теплом салоне.
Трогаемся. Через несколько минут навстречу попадается красная "газель" спасателей с включенными маячками – всё же приехали, от этого чуть теплее становится на душе. Машина проносится мимо – не подрезать же их, позже отзвонюсь, что все в порядке. Все-таки молодцы.
Остаток пути завершился благополучно, еще до рассвета был в городе.
До обморожений дело не дошло, спасибо тому парню, что вернулся назад, проехав уже добрый пяток километров. И конечно, спасателям, до сих пор считал "экстренный вызов" больше утешением к плохому сигналу, ан нет.
Утром, как ни в чем не бывало, появился на месте встречи с документами. Я не стал уточнять, каким путем они сюда попали…