В "Ширинском вестнике" давно витает идея создания экспозиции, посвященной журналистике. Фотокамеры, печатные машинки, фотопроявители и другое оборудование, использовавшееся в профессиональной деятельности акулами пера прошлого.
Не так давно эта идея начала воплощаться в жизнь – Людмила Чистобаева передала для музея газеты три фотокамеры, одна из них в свое время стала культовой и пользуется популярностью у фотолюбителей до сих пор, другая – ценный коллекционный экспонат для ценителей, третья… очередная в линейке. С нее и начнем.
***
"Kodak Pro Star 222"
Относительно молод, но не особо примечателен, просто потому что в то время, а выпускался он в 90-е годы, подобных ему "мыльниц" на любительском рынке было достаточно много. Компактный аппарат для 35-миллиметровой пленки с размером кадра 24x36 мм. Сегодня, в век электронных фотографических матриц этот формат доступен немногим, камеры с матрицей такого размера имеют внушительную цену, которая зачастую превышает пару сотен тысяч рублей. Фиксированное фокусное расстояние, объектив 33 мм, за счет его технических особенностей все объекты на расстоянии от полутора метров и дальше будут достаточно резкими. Диафрагма (отверстие, через которое свет попадает на фоточувствительный элемент) f/5.6 при использовании вспышки и f/8 без нее. Фиксированная выдержка (скорость срабатывания затвора) 1/125 секунды – стандарт для съемки на улице в ясный день. Простая система зарядки фотопленки – достаточно откинуть крышку, установить катушку и зацепить язычок пленки за натяжной барабан специальной сквозной насечкой, проходящей параллельно по обоим краям пленки. Перемотка происходит автоматически. Вспышка электронная с ведущим числом 9 для ISO 100, то есть, она способна обеспечивать нормальную экспозицию на расстоянии 1,6 метра – количество света, попадающего на фоточувствительный элемент. При недоэкспонировании снимок получается темным и наоборот. Чтобы это выяснить, достаточно использовать арифметику, не прибегая к сложным физическим выкладкам с зубодробительной терминологией, ведущее число – 9 разделить на предполагаемую диафрагму, в данном случае – f/5,6. Все параметры камеры усреднены и подобраны так, чтобы обеспечивать приемлемый результат.
Пленку для таких фотокамер необходимо подбирать в зависимости от условий съемки, многие помнят полки в фотомагазинах, заставленные коробочками с маркировкой ISO 100, 200, 400 – чем выше число, тем чувствительнее пленка к освещению. Наверняка у многих на чердаках или в кладовых и сегодня имеются десятки, если не сотни метров негативов с них.
***
Следующий, но не по значению
– "Polaroid 636 Closeup" В свое время стал легендой и фотографическим символом эпохи. Эти камеры предназначались для самого широкого круга пользователей. Их простота позволяла получать снимки, не будучи фотографом и не обладая специальными знаниями. Особым достоинством было и то, что отпадала необходимость в печати снимков в фотолаборатории. Достаточно нажать на кнопку, чтобы получить моментальную красочную фотографию. Сколько же снимков было испорчено шаловливыми детскими руками в попытках выяснить, как же так получается, что там внутри, под этой черной оборотной стороной фотокарточки. Ведь на ощупь явственно ощущается порошок… Пытливый ум, ножницы и укромный уголок – очередной безвозвратно испорченный снимок и серьезные неприятности в случае, если конспирация была недостаточной, ведь стоили кассеты недешево и содержали всего 10 кадров.
Эти фотоаппараты выпускались по лицензии фирмы Polaroid в СССР и России на совместном советско-американском предприятии "Светозор" с 1989 по 1999 год. Оно было сформировано по инициативе вице-президента академии наук СССР Евгения Велихова на основе производств Министерства Атомной энергетики и промышленности. Комплектующие выпускались на оборонных предприятиях Советского Союза и Российской Федерации. Видимо, в этом и кроется секрет их долговечности.
Минимум настроек, корпус из ударопрочной пластмассы, пластиковая оптика, дружелюбный и понятный экстерьер – всего две кнопки, одна открывает отсек для зарядки кассеты, другая – спуск затвора, "жми – не ошибешься!".
Современные кассеты Polaroid производит всего один завод в мире, находящийся в небольшом городке Енсхеде, Нидерланды. Поэтому цены на них достаточно высоки, что, кстати, не останавливает фанатов.
***
Третий экспонат – вишенка на торте.
"Сокол-2"
Советский дальномерный автоматический фотоаппарат, выпускавшийся Ленинградским оптико-механическим объединением. Он пришёл на смену камере "Сокол", появившейся в 1966 году, получившей на ВДНХ Золотую медаль, а в Лейпциге на выставке фототехники советскому фотоаппарату присудили Большую Золотую медаль.
Эта фотокамера значительно крупнее и тяжелее большинства дальномеров не только из-за литого корпуса из алюминиевого сплава, но и массивного несменного, ставшего классическим, "полтинника" – 50-миллиметрового объектива "Индустар-70" с постоянной диафрагмой f/2,8 со встроенным центральным межлинзовым затвором.
"Сокол" – интереснейший аппарат, несмотря на недостатки и все "но" на фоне коллег. Для новичков он не подходил от слова "совсем" – слишком хрупкий, капризная автоматика, серьезные ограничения по температуре, при морозе ниже пяти градусов его лучше вовсе не доставать из кофра. В целом он не получил большого распространения при том, что всего было выпущено 400 тысяч экземпляров обоих модификаций. Свою лепту внесла и цена, стоил он 160 рублей – на то время внушительные деньги, тем более, что "конкурента" можно было приобрести значительно дешевле. Но, тем не менее, "Сокол" и "Сокол-2" – неотъемлемая часть истории отечественной фотоиндустрии.
Если у вас дома лежит старая фотокамера, фотопроявитель, печатная машинка или другие атрибуты, связанные с ремеслом селькора, и вы хотите дать им вторую жизнь – приносите их в редакцию районной газеты "Ширинский вестник", мы будем рады пополнить коллекцию новыми экспонатами.