Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно - политическая газета Ширинского района Республики Хакасия

Адрес редакции: 655200, Россия, Республика Хакасия, п. Шира, ул. 50 лет ВЛКСМ, 21.
телефон: +7 (390) 359-11-29
e-mail: shiravest@r-19.ru

Сибирский мастер

Сибирский мастер

На обычном письменном столе Андрея Янгулова наполовину законченная картина, вырезанная в дереве, – сибирский медведь, грозно стоящий на задних лапах на фоне таежного леса, раскрытая пасть и массивные лапы сильно выдаются вперед – картина объемная. Устрашающие когти пока только обозначены – самая тонкая работа еще предстоит и займет минимум две недели, столько же времени уже потрачено.

Андрей начал заниматься резьбой случайно. Вскоре после прихода из армии, наступив голой ногой на раскаленный тен обогревателя, он несколько месяцев вынужден был маяться от безделья в постели.

Домашняя библиотека перечитана, телевизор окончательно надоел. Вышел на костылях во двор, нашел деревяшку и принялся вырезать кухонным ножом. На удивление, получилось неплохо – сказалось многолетнее увлечение рисованием, развившим глазомер и твердую руку. За первыми работами пошли еще и еще, с помощью самодельного резца мастерил разделочные доски, православный крест. Сейчас критично относится к творениям той поры, но по сохранившейся кухонной утвари видно, что уже тогда узоры получались красивыми и сложными.

Совместный труд

Выздоровев, собрал несколько законченных изделий и пришел на Станцию Юных Техников. Глава учреждения Александр Патрушев, оценив увлеченность и качество работ молодого специалиста, предложил возглавить кружок для школьников. Так, в СЮТе появилась творческая секция резьбы по дереву, наряду с картингами ставшая визитной карточкой клуба.

Днем Андрей вел занятия по столярному ремеслу, резьбе, выжиганию для пяти групп ребят от 12 до 16 лет. Желающих всегда было много, но после первых же занятий многие отсеивались – профессия требует большой выдержки и усидчивости. Вспоминает Александра Вильбика – тот, немного набив руку на небольших поделках, принялся за большую резную картину еще в седьмом классе, а закончил только в девятом.

– Уже все по домам расходятся, а он все сидит, вырезает – не выгонишь, редкого упорства парень, – отмечает резчик.

Выбирались и на выставки – Абакан, Шира. Там те, кто не ленился, занимали призовые места и оценивали работы других конкурсантов. Как признает преподаватель, он и сам много чему научился на таких мероприятиях, перенимая удачные решения из лучших творений, особенно это касается республиканских конкурсов – уровень там высокий.

Годы работы с детьми вспоминает с неизменной теплотой. Сколько поделок выстрогано, сколько баек рассказано – не счесть, преподавание ведь не только лекции, это еще и общение. Совместный труд, как известно, объединяет.

А по ночам в том же учреждении работал сторожем. Месячной зарплаты в 600 рублей (2002 год) не хватало, чтобы обеспечить семью, поэтому во время ночных дежурств из собственного материала делал на продажу двери, столы, стулья. А иногда, во время занятий с учениками или даже по ночам, возвращался к тому, что нравилось больше всего – вырезанию картин.

Вдохновение черпает в таежных лесах – огромные ели, медведи, рыси, сцены русской истории. Так, одна из лучших работ мастера – битва Пересвета и Челубея, на картине два всадника, что сшиблись в поединке на Куликовом поле 700 лет назад.

Выбор холста

Создание работы начинается с выбора рисунка, затем под размер подбирается заготовка, на которой резцами и будет твориться чудо.

Что касается породы дерева, худший выбор, конечно, лиственница – тяжелое, твердое и капризное сильно коробится, напитано смолой и непригодно для сколько-нибудь тонкой работы.

А лучше всего подходит другой представитель хвойных – кедр. Светлый однородный оттенок, мягкая, почти рыхлая древесина прекрасно поддается обработке и при этом достаточно крепка. Вот только он довольно редок, большинство лесопилок работает с сосной и листвяком, и чтобы найти небольшой качественный обрезок, порой приходилось объезжать половину района. Сосну обрабатывать немногим сложнее кедра, древесина такая же мягкая, но ярко выраженный рисунок годовых колец будет вмешиваться в любой художественный замысел. Береза имеет ни с чем несравнимый белый цвет, но тяжело обрабатывается и со временем темнеет.

Давняя мечта – сделать картину из дуба, но его тяжело достать, а стоимость – заоблачная. Вопреки общепринятому мнению, мастера ничуть не смущает твердость породы, по заверениям коллег, свежесрубленное дерево некоторое время поддается обработке, только после просушки становится неподатливым, словно качественный бетон.

Когда материал определен – кедр или сосна, нужно склеить цельный кусок из нескольких досок. Картины, как правило, больше заготовок, найти соответствующую по высоте и толщине доску почти невозможно, ведь там не должно быть ни одного сучка – после обработки они сильно темнеют и портят вид. Для склейки использует обычный ПВА или современные аналоги, которые держат примерно так же, но прихватываются уже через 20 минут. Им же приклеивает детали, неправильно срезанные или сломанные неосторожным движением.

Инструмент

У мастера больше двадцати резцов, крупные и мелкие – чуть толще иглы, прямые на манер стамески или закругленные, словно чайная ложка. Один качественный резец может стоить больше тысячи рублей – такие можно не точить неделю, лишь изредка править на солдатском ремне, пропитанном пастой ГОИ. К дешевым китайским аналогам относится скептично – теряют заточку за полчаса работы и гнутся от малейшей нагрузки, а покупаются только ради удобной ручки, чтобы вставить в них самодельное лезвие.

Делаются такие из качественного и прочного металла, каким обладают, например, советские фрезы, которыми пилили рельсы и стволы деревьев. Современные не годятся – там закалены только зубья, а основная часть, что называется, сыромятина. Неплохо для самодельного резака показывают себя металл рессор и клапанов. Но это выбор профессионалов, точно знающих, что такой инструмент пригодится и затраты окупятся. Чтобы проверить, подойдет ли такое увлечение лично вам, можно начать и с дешевых резцов, но не стоит начинать ими сложных работ, иначе испортите себе впечатление.

Кстати, при резьбе придется отучаться от инстинктивной привычки ловить в воздухе случайно упавшие предметы – в случае с бритвенно острыми резцами это может оставить памятные шрамы. Также опасно поправлять волосы. Как признается Андрей, пару раз вздрагивал, пытаясь почесать угол глаза, забывшись, что в руке длинное лезвие.

Срезаем лишнее

На проклеенную заготовку нужного размера карандашом наносится рисунок будущей картины. Начинается первичная обработка – стамеской и рубанком, снимается большая часть лишнего.

В среднем, одно изделие – это месяц работы. Основная картинка начинает выделяться на второйтретий день, львиная доля времени тратится на мелкие детали – чтобы создать фактуру звериной шкуры или древесной коры, придется запастись терпением.

Как только резьба подходит к концу, все элементы тщательно шлифуются мелкой наждачной бумагой, резцом вносятся последние штрихи.

После этого кажется, что работа завершена – все детали вырезаны, каждый волосок проработан. Теперь важно сохранить картину и одновременно с этим навести лоск.

Использовать или нет морилку – специальный колер для дерева на водной основе – вопрос вкуса и художественной задумки. А вот цветная краска любого сорта для деревянных изделий не подходит совершенно – это придаст изделию неряшливый кустарный вид при любых затраченных усилиях.

Обязательно следует защитить картину лаком, иначе она очень быстро потемнеет и запылится. Хотя последние годы Андрей использует для этого другой материал – пчелиный воск. Лак через несколько лет может потрескаться, и тогда для реставрации его придется полностью снимать – непростая задача в случае тонкой резной поверхности. А пчелиный воск легко восстанавливает свой блеск с помощью обычной кисти, какой красят заборы.

Приобрести его можно у любого пчеловода, свежий обычно не самый чистый, на водяной бане материал растапливают и пропускают через несколько слоев марли. После чего можно наносить на картину. Когда воск засохнет, его нужно хорошенько отполировать –это придаст изделию законченный вид.

Деньги на бочку

Первые три-четыре года занятий Андрей и не думал, что резьба может приносить доход, тем более в Шира. Делал больше для себя и в подарок близким, учился. Но, поездив по выставкам, сравнив свои картины с другими мастерами, убедился – понастоящему качественная ручная работа найдет своего ценителя. И вот уже 15 лет результаты его творческих усилий пользуются большим спросом.

Основные заказы от предпринимателей для оформления кафе, кабинетов, конференц-залов, некоторым когда резные работы достигли уровня, что начали звонить с заказами из Москвы, Пскова и Петербурга, не страдающий тщеславием резчик не ставил на них подписей, начал делать это лишь пару лет назад – настояли заказчики.

На эту зиму запланирован крупный проект по картине Шишкина "Три медведя". Полутораметровое резное полотно, по прикидкам, потребует не меньше трех месяцев работы, цена на такое изделие будет соответствующая – 150-200 тысяч рублей.

Больше 20 лет Андрей Янгулов занимается художественной резьбой по дереву. Увлечение дало финансовую независимость – никакой необходимости идти на официальную работу нет. И все же его не оставляет мысль снова вести кружок для детей – знакомить их с этим редким удивительным делом, научить всему, что умеет сам.

Пока ни одно учреждение Шира не изъявило желание поучаствовать в восстановлении кружка резьбы. Увлеченный Мастер, каких единицы, есть, желающих тоже достаточно. Будем надеяться, история одной из лучших детских творческих секций республики еще не закончена.

Автор: Артём ПЕТРОВ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 394

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика