В 1917 году по инициативе ученого-этнографа Степана Дмитриевича Майнагашева было проведено два хакасских съезда. Они проходили в Абакане и в улусе Чарков. На втором для воссоздания исторической справедливости общим решением народу было возвращено самоназвание "хакасы". В дальнейшем был создан сначала Хакасский уезд, затем Хакасская автономная область, сегодня субъект Российской Федерации имеет государственный статус республики. У Хакасии свой герб, флаг, гимн, законодательный и исполнительный органы.
В Ширинском районе прошло заседание Совета старейшин хакасских родов. В нем, кроме представителей коренного народа республики, приняли участие глава района Сергей Зайцев и председатель Совета старейшин хакасских родов Ширинского района Николай Абдин, а также депутат Верховного Совета Хакасии Валерий Мешанков, ответственный секретарь республиканского Совета старейшин Любовь Аешина, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ХакНИЯЛИ Валерий Чертыков.
Открыл заседание Сергей Зайцев. Руководитель территории рассказал о социальной и экономической обстановке. В прошлом году, несмотря на острый дефицит финансовых средств, в районе был самый высокий индекс промышленного производства – 156 процентов, в первую очередь, благодаря добыче золота. Это стало возможным после модернизации золотоизвлекательной фабрики Коммунаровского рудника и росту ее производственных мощностей. Не стоит забывать и о сельском хозяйстве, район на протяжении одиннадцати лет удерживает лидерство по производству сельскохозяйственной продукции. Готовится к открытию школа в Трошкино, ожидается начало капитального ремонта образовательного учреждения в Целинном. На очереди школы в Борце и Джириме.
Представитель республиканского совета Любовь Аешина рассказала, что перед новым годом от Киргизии поступило обращение в Правительство республики с прошением установить памятник Барс-бегу близ озера Алтын-кёль в Бейском районе. На это Совет хакасских родов высказался категорически против. Был проведен сход, старейшины единогласно решили, что в этом нет необходимости, и подготовили соответствующее обращение от имени Правительства РХ в Киргизию.
Старший научный сотрудник ХакНИЯЛИ Валерий Чертыков, апеллируя научными данными, пояснил, что в связи с этим обращением встал вопрос о родстве енисейских и тяньшаньских кыргызов, и было ли переселение этого народа на Тянь-Шань.
Ключевая историческая фигура в этой ситуации – Барс-бег – был правителем енисейских кыргызов, а в конце XVII века принял титул кагана. По мнению ученого, в истории современных тянь-шаньских кыргызов есть много "белых пятен". Более того, в 50-е годы прошлого столетия ученым Леонидом Кызласовым проводились раскопки на территории Киргизской ССР, по результатам этих исследований стало ясно, что никакой взаимосвязи между енисейскими и тянь-шаньскими кыргызами не существует, это разные народы и их история связана с их нынешней территорией. Но, тем не менее, в 1963 году вышли научные труды, в которых утверждается, что тянь-шаньские киргизы – выходцы с Енисея. На Тянь-Шане они смешались с монголами, где и сложился современный киргизский народ. В 1984 вышла "История Киргизской ССР", в ней была выдвинута гипотеза, что киргизы сформировались из родоплеменных групп местного населения, издревле обитавших на территории республики. Таким образом, была поддержана точка зрения казахского исследователя Чокана Валиханова, полагавшего, что переселения киргизов вообще не было. Вероятно, попытки увязать между собой два разных народа предпринимались из-за одинаковых этнонимов.
Отличия кыргызов Тянь-Шаня и Хакасии явственно прослеживаются даже во внешнем облике, не говоря об языке, они сильно различаются. На сегодняшний день ни один ученый не утверждает о существовании какой-либо исторической связи между двумя народами. Историческ ая наука доказала невозможность их отождествления.
Что касается установки памятной стеллы возле озера Алтын-кёль, на самом деле, место гибели Барскагана точно не установлено, по одним предположениям он погиб в сражении на реке Сон.
Кроме исторической полемики, гостям рассказали об изучении родного языка в образовательных учреждениях, о сохранении и пропаганде национальной культуры и языка.