Инициированная Правительством Республики Хакасия реформа жилищно-коммунального хозяйства споткнулась в Верховном Совете РХ. С трудом принятый в первом чтении законопроект не смог преодолеть чтение второе – депутаты усомнились в целесообразности передачи полномочий от сел районам без должного финансирования.
Жилищно-коммунальное хозяйство республики пребывает в глубоком кризисе – минувшей зимой произошло 24 аварии, годом ранее случилось 16 чрезвычайных происшествий на объектах жизнеобеспечения. Инфраструктура обветшала – износ сетей и котельного оборудования превысил 70 процентов и более. По мнению специалистов, для исправления ситуации Хакасии требуется 14,8 миллиардов рублей инвестиций, на подготовку к отопительному сезону 2019/2020 годов выделен лишь 91 миллион. Помимо этого, отрасль отягощена серьезными долгами, прежде всего, перед энергетиками. Дело в том, что в республиканском бюджете не заложена компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям.
На этом фоне республиканская власть вышла с инициативой по передаче полномочий в сфере ЖКХ с поселений на районы. Свою позицию правительство подкрепило отсутствием у сельских поселений компетентных специалистов и необходимых средств для поддержания эффективной работы коммунального комплекса, при этом, усмотрев их в районах.
Против нововведения выступила Ассоциация муниципальных образований Республики Хакасия. Задуманная региональной властью реформа не подразумевает финансового обеспечения – фактически районам предложено содержать и модернизировать систему жилищно-коммунального хозяйства за свой счет.
– Передача полномочий в сфере ЖКХ – вопрос не организационного характера, а исключительно финансового, так как жилищно-коммунальный комплекс Хакасии находится в ужасающем состоянии. И, к сожалению, мер для исправления ситуации не предпринимается. Отсутствует надлежащее финансирование капитального ремонта изношенных сетей и оборудования, в республиканском бюджете не предусмотрены выпадающие доходы ресурсоснабжающим организациям, отсюда растущие перед энергетиками долги и, как следствие, банкротство предприятий, – делится глава Ширинского района Сергей Зайцев.
На минувшей сессии Верховного Совета Хакасии нас уверяли – деньги на следующий год предусмотрены. Но давайте разбираться. Из заложенных в проект бюджета 1 миллиарда 200 миллионов рублей: 200 миллионов – это социальная поддержка льготников, 700 – долги прошлых лет, и только 300 – выпадающие доходы. Фактически, правительство перекладывает решение проблемы на районы, в финансовом плане мало чем отличающиеся от сел.
Мое мнение – разрешить вопрос может непосредственно региональная власть. Как это сделали в Белгородской области, Ненецком автономном округе, Ставропольском крае и других субъектах Российской Федерации, взявших на себя полномочия в сфере тепло-, водо-, газо-, электроснабжения и водоотведения. Применительно к Хакасии, правительство республики должно сначала устранить кризис в ЖКХ, подкрепить сферу финансами и только тогда передать функции.
Кстати, с предложением о передаче соответствующих полномочий на уровень региона в Верховный Совет Хакасии в свое время выходил Совет депутатов Ширинского района. В пояснительной записке ширинцы указали, что в отличие от местной власти, региональная сможет решить поставленную задачу. Для чего у нее есть специалисты: в составе Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства РХ находятся Управление капитального строительства, Центр ценообразования, Государственная экспертиза, Государственный комитет по тарифам и другие. В то же время есть положительный опыт 2013-2015 годов, когда субъект централизованно управлял системой жилищно-коммунального комплекса.
Верховный Совет отклонил предложение ширинских депутатов, аналогичная судьба во втором чтении постигла инициативу правительства. В любом случае, от перемены слагаемых сумма не изменится, а она мизерная. Как уже говорилось, регион направил на подготовку к зиме объектов ЖКХ чуть больше 90 миллионов рублей, из них 12 млн – в Ширинский район. При этом, нашей территории на капитальный ремонт котельных и оборудования, без учета сетей, по одним предписаниям Ростехнадзора требуется 153 миллиона. Образовавшийся разрыв законопроектами не заполнить, нужны деньги, которых, приходится констатировать, в республике нет.