В то время, пока муниципальные образования: города, районы и села требуют справедливого финансирования, о чем "Ширинский вестник" писал неоднократно, скандал с незаконными и аморальными надбавками служащим правительства Республики Хакасия набирает обороты. Наши коллеги из информационного агентства "Хакасия" восстановили ход событий. Предлагаем вашему вниманию материал: "Новый виток публичных разборок парламента с кабмином Хакасии: кто-то сбивает ищейку со следа".
Как свидетельствуют события минувшей недели, скандал в сером доме Хакасии зарулил в тупик: две ветви власти сошлись в клинче. Спикер парламента Владимир Штыгашев публично назвал первого заместителя главы Хакасии Николая Миронова архитектором уникальной законодательной аферы и обозначил гипотетическое желание направить "ищейку по следу".
Николай Миронов нанес ответный удар, причем в весьма причудливой форме. Комментарий первого заместителя губернатора редакция (ИА "Хакасия" – прим. ред.) получила на официальном бланке управления пресс-службы и информации главы Хакасии, который заверила своей подписью исполняющая обязанности начальника управления Ольга Семенова.
Ответ спикеру законодательного органа республики первый зам высшего должностного лица субъекта федерации дает в известном алгоритме – с позиции "сам дурак":
"Поправки в закон были внесены главой Хакасии по инициативе юридических служб Верховного Совета и Правительства Республики. Я не являюсь их автором и архитектором, более того, я не подписывал данный документ. Информация о том, что поправки были подписаны мной, не соответствует действительности…
Я бы также посоветовал депутатам Верховного Совета читать законопроекты перед их принятием, обсуждать вносимые поправки. Никакой секретности там не было, поправки были внесены официальным письмом".
Примечательно, два высокопоставленных чиновника использовали, явно не сговариваясь, слова-маркеры "ищейка" и "секретность" отнюдь неслучайно. Это оговорка по Фрейду.
На самом деле оказалось: ищейка не берет след, поскольку ее, похоже, грамотно сбивают с правильного пути. В основе же законодательного скандала с 70-процентной надбавкой лежит тот самый "большой секрет для маленькой компании". Как справедливо заметила автор известной детской песенки, большой секрет звучит "под грустное мычание, под бодрое рычание и дружеское ржание".
Кто стоял у истоков закулисной траектории законопроекта
Впрочем, когда речь идет о банальном беззаконии, маловразумительное мычание представителей региональной власти вряд ли уместно. Дело в том, что ИА "Хакасия" удалось восстановить полную картину произошедшего на двух этажах власти.
Пикантные подробности стали известны председателю Верховного Совета Хакасии еще 26 декабря, по окончании служебной проверки. По большому счету, неблаговидное дело имеет прямо-таки детективный сюжет и более широкий круг фигурантов. Владимир Штыгашев назвал Николая Миронова закоперщиком законодательной смуты, однако ждет своей персональной "минуты славы" еще тройка персонажей – министр по делам юстиции и региональной безопасности Сергей Ромашов, его зам Елена Кудинова и глава парламентского комитета по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку Светлана Могилина.
Представленный в Верховный Совет проект закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия о государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия" сопровождает письмо, подписанное Николаем Мироновым в статусе исполняющего обязанности главы Хакасии. Кроме того, к законопроекту следует подписанное министром по делам юстиции и региональной безопасности Сергеем Ромашовым финансово-экономическое обоснование: при его реализации дополнительное финансирование не требуется.
Президиум Верховного Совета поручает профильному комитету Светланы Могилиной подготовить внесенный проект закона к предстоящей сессии. К нему прокуратора Хакасии и управление Минюста России по Хакасии имели лишь замечания и поправки редакционного характера.
Не возникает к нему вопросов и во время рабочего совещания у Могилиной, которое глава профильного комитета проводит 6 декабря в 11 часов. На нем присутствуют прокурор республики Александр Кондратьев и начальник правового отдела Верховного Совета Ираида Чустеева.
Вместе с тем в этот же день в парламенте стартует закулисная история законопроекта-дублера. В парламент 6 декабря, в 10.45, поступает письмо главы Хакасии Валентина Коновалова с поправками. Таблица поправок, по сути дела, является новой редакцией законопроекта, она и содержит скандальную поправку о 70-процентной надбавке чиновникам-юристам.
Комитет Светланы Могилиной в тот же день – 6 декабря – рекомендует Верховному Совету принять таблицу поправок сразу в первом и во втором чтениях. Такое решение профильный комитет принимает без заключения управления Минюста России по Хакасии и правового отдела самого парламента.
Мало того, что ловко сумели вывести из законодательного процесса две юридические службы, но еще и Минфин Хакасии оказался не у дел. Внесенные "тихой сапой" поправки явно требовали нового финансово-экономического обоснования. Поскольку предлагаемая норма предусматривает дополнительные выплаты – ежемесячную надбавку к должностному окладу чиновникам с юридическим образованием за проведение правовой экспертизы.
В ходе служебной проверки (причем еще 25 декабря) выяснилось: таблица поправок для экономического обоснования в Минфин Хакасии не направлялась. Депутаты получили новую редакцию законопроекта в электронном виде за два дня до сессии.
Есть еще один любопытный нюанс: представляя на сессии Верховного Совета 11 декабря проект закона, замминистра по делам юстиции и региональной безопасности Елена Кудинова не соизволила поставить в известность участников пленарного заседания о том, что на обсуждение депутатов выносится новая редакция законопроекта.
В нарушение Регламента Верховного Совета РХ на сессии Светлана Могилина предпочла публично не обозначать мнение профильного комитета. И эта важная деталь тоже заслуживает внимания.
– Депутатский корпус о внесенных на сессию Верховного Совета поправках не знал. Заявляю ответственно! Мы бы не приняли предложенный законопроект, – Владимир Санников, депутат ВС РХ от Ширинского района.
Чей денежный интерес попал впросак
Кто спешил узаконить беззаконие – это один пласт "вдруг" возникшей проблемы. Первый зам главы Хакасии Николай Миронов публично открестился от статуса архитектора неблаговидного дела, между тем посвященные в хитросплетения этой коллизии придерживаются противоположного мнения. С учетом разъяснений председателя комитета Верховного Совета Хакасии по бюджету Олега Иванова выстраивается вполне реальные очертания многоходовки.
Согласно официальной биографии, Николай Миронов (юрист по образованию) назначен руководителем губернаторской администрации в августе 2019 года, два месяца спустя Николай Михайлович делает стремительный карьерный подскок – Верховный Совет одобрил желание главы Хакасии Валентина Коновалова видеть его своим первым замом.
Второй по рангу чиновник в исполнительной власти Хакасии время даром не теряет. Тем более, восхождение на высокую должность совпало с реорганизацией губернаторской администрации и жаркими дебатами по проекту регионального бюджета на 2020 год.
По версии главы профильного парламентского комитета Олега Иванова, при реорганизации губернаторской управленческой структуры у исполнительной власти появляется реальная возможность сэкономить около 20 млн рублей. Депутаты тут же нашли применение освобождающимся бюджетным ассигнованиям: предложили направить средства на покупку жилья для сирот. На сегодня это самая насущная проблема в субъекте федерации.
А что же губернатор, именем которого столь удачно прикрылся его первый заместитель Николай Миронов? Когда молчать стало решительно невозможно, Валентин Коновалов изрек:
– Сразу же была назначена служебная проверка. Также состоялся ряд встреч с Владимиром Николаевичем (надо полагать речь идет о спикере парламента В.Н. Штыгашеве).
Никаких нарушений со стороны правительства не было, но на уровне Верховного Совета рассмотрение законопроекта проходило не очень публично.
Проверка показала: поправки исходили из Верховного Совета. Я внес инициативу об отмене внесенной поправки, на ближайшей сессии она будет рассмотрена и все домыслы прекратятся.
Сначала первый зам губернатора соглашается с перераспределением финансовых средств, правда, их объем в ходе переговоров усох до 11 млн рублей, а потом, как публично заявляет Олег Иванов, Николай Миронов добивается своего – 11 млн остаются в распоряжении администрации главы Хакасии.
И как полагают люди сведущие, если бы прокуратура республики не опротестовала законопроект с 70-процентной надбавкой, чиновники-юристы получили бы право легально прибавить к жалованию весомую надбавку за тот вид деятельности, за который получают зарплату. Причем денежная надбавка весьма актуальна для тех, у кого невелик стаж работы в кабмине Хакасии.
***
То, что депутаты Верховного Совета не знали о сути предложенных поправок – сомнений ни у кого не вызывает, парламентариев попросту использовали, но кто? Николай Миронов кивает на своего шефа и юридические службы Верховного Совета и Правительства Республики. Его начальник валит вину целиком и полностью на Верховный Совет. А если задаться простым вопросом: кому были выгодны 200- и 70-процентные надбавки к должностным окладам? И тогда наиболее убедительной становится версия Председателя ВС РХ Владимира Штыгашева, прилюдно окрестившего Миронова архитектором аферы и давшего ему характеристику – мошенник. Впрочем, не обошлось и без легкой руки из Верховного Совета – фамилия героини названа.
Республика погрузилась в череду скандалов. Пока муниципалы стонут от тотального безденежья, правительство республики с завидной регулярностью клепает себе, никого не стесняясь, все новые и новые надбавки. Жадность до того затмила разум, что исполнительная власть, репутация оной уже ничего не стоит, нанесла удар по законодательной, которая, хотела она того или нет, стала соучастником аферы.
И, наконец-то, муниципалы получили ответ на вопрос, почему они прозябают в нищете? Пока их штаты из года в год оптимизируются, а зарплата никак не может оторваться от минимального размера оплаты труда, в республиканском правительстве растет численность служащих с вполне достойным заработком.