Четвертого февраля на финансовый коллапс Хакасии обратил внимание медиахолдинг РБК. По данным издания, дефицит консолидированного бюджета республики превысил треть от ее плановых расходов – 14 миллиардов рублей. При этом обязательства по целому ряду направлений вовсе не подкреплены средствами: обеспечение жизнедеятельности бюджетных учреждений, выплата компенсаций выпадающих доходов предприятиям ЖКХ, поддержка сельхозтоваропроизводителей.
Уже к весне регион столкнется с проблемой выполнения основных полномочий – Хакасию ждет банкротство.
"Консолидированный бюджет Республики Хакасия, то есть совокупный бюджет региона и муниципальных образований, не сбалансирован на 14 млрд руб. – это более трети ее плановых расходов. Школы и детские сады могут остаться без света и питания из-за долгов", следует из справки регионального минфина.
Имеется ли в данной справке ответ на вопросы, каким образом ведомство Ирины Войновой сформировало подобный документ, а Верховный Совет его принял, неизвестно. Но, именно запредельная разбалансированность стала причиной решения депутатов Аскизского и Ширинского районов не принимать бюджеты – за что территории и попали в опалу губернатора.
Противостояние левых и виноватых
В конце прошлого года в Хакасии разгорелся скандал – Ассоциация муниципальных образований республики обвинила Валентина Коновалова и его команду в бессилии. Констатировав очевидный факт, главы городов, районов и сел напрямую обратились в федеральный центр с просьбой о финансовой помощи в размере 1 миллиарда 224 миллионов рублей. Эта астрономическая сумма требовалась для погашения долгов, на тот момент в 345 муниципальных учреждениях из 578 были заблокированы лицевые счета, и первоочередных выплат до конца 2019 года.
Губернатор поспешил объяснить самостоятельные действия руководителей 99 муниципальных образований политической ангажированностью. С легкой руки первого лица региона председатель Ассоциации Абрек Челтыгмашев стал лидером интифады*, а возглавляемый им Аскизский район – Центром смуты.
Дальше скандал только набирал обороты. Москва пошла навстречу главам муниципалитетов: направила в Хакасию 350 миллионов рублей. Сумма до конечных получателей так и не дошла – растворилась в региональном Минфине.
В последующем депутаты Аскизского и Ширинского районов отказываются принимать бюджеты на 2020 год. Только по нашему району дефицит средств составил – 290 миллионов рублей. Впрочем, ряд территорий вовсе находится на грани дефолта: Боградский, Таштыпский, Орджоникидзевский районы, город Абаза.
Решение представительных органов власти муниципальных образований команда губернатора трактовала в привычном для себя стиле, попутно пригрозив лишить территории дотаций: урезать финансирование Аскизского района на 456 миллионов рублей, Ширинского – 53 млн руб.
И вот, секрет Полишинеля раскрыт: дефицит консолидированного бюджета республики составил 14 миллиардов рублей или треть от всех расходных обязательств региона. Финансирование по ряду статей вовсе не предусмотрено:
– 7,16 миллиарда – обеспечение жизнедеятельности учреждений бюджетной сферы: школьное питание, медикаменты, уголь, ремонт и т.д.;
– 1 миллиард – компенсация выпадающих доходов предприятиям ЖКХ;
– 0,8 миллиарда – финансовая помощь муниципальным образованиям;
– 0,8 миллиарда развитие коммунальной инфраструктуры, обеспечение подготовки к осенне-зимнему периоду;
– 0,38 миллиарда – поддержка сельхозтоваропроизводителей.
Еще 3,6 миллиарда рублей – просроченная задолженность правительства Хакасии: 1,44 млрд – оплата труда с апреля по декабрь 2019 года; 1,61 млрд – задолженность по оплате государственных и муниципальных контрактов; 143 млн руб. – выплаты льготной категории граждан на дополнительное лекарственное обеспечение. В эту же сумму входят долги муниципальных образований в размере 720 миллионов рублей – в 64 из 99 муниципалитетов Хакасии лицевые счета арестованы.
Фактически главный финансовый документ региона не дороже бумаги, на которой отпечатан. Уже весной республиканское правительство столкнется с трудностями при выполнении своих обязательств. Выход из ситуации предложил Минфин Хакасии: взять коммерческие кредиты и попросить помощь у федерального центра.
Собственно, ничего другого от данного ведомства никто не ожидал. Кредиты, в свое время вогнавшие Хакасию в финансовую пропасть, положение не спасут – продлят агонию на пару месяцев, не более того. Под вопросом помощь Москвы. Во-первых, свежа в памяти реакция Валентина Коновалова на аналогичное обращение Ассоциации муниципальных образований, знают о ней и в Белокаменной. Кому захочется участвовать в абсурдном политическом шоу? А во-вторых, органы власти РХ в 2020 году за выделением дополнительных средств обратиться вовсе не удосужились, о чем сообщила пресс-служба Министерства финансов России.
В это время Ирина Войнова покинула должность министра финансов Хакасии – сбежала с тонущего корабля. Впрочем, от государственной кормушки не отодвинулась, осталась замом Коновалова по финансовым вопросам.
За чей счет банкет?
Один из беднейших субъектов страны (по уровню доходов на душу населения республика занимает 73 место в России из 85) между тем богат на яркие события. Из последних – мошенничество Правительства Республики Хакасия при принятии незаконных поправок в закон "О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службы Республики Хакасия". Первого заместителя губернатора, а заодно и крестного отца законопроекта Николая Миронова, ничуть не смутила нищета региона. В нарушении регламента рассмотрения проекта в Верховном Совете РХ, в обход публичного обсуждения на сессии, ему удалось провести аморальные премии и надбавки себе и своим подчиненным: ежемесячную надбавку за особые условия труда – 200 процентов; премию за выполнение важных и сложных заданий – без верхнего порога; ежемесячную надбавку юристам за выполнение ими своих должностных обязанностей – 70 процентов, и другие.
Моральная сторона обсуждению не подлежит, за отсутствием таковой у участников махинации, но откуда у правительства-банкрота деньги?
Во-первых. Среди неподкрепленных финансами статей бюджетных расходов на 2020 год отсутствует заработная плата государственных служащих. В республике нет денег на содержание бюджетных учреждений, поддержку жилищно-коммунального комплекса и сельхозтоваропроизводителей, помощь муниципальным образованиям. А кроме того, в наличии долги перед льготниками за лекарства, по школьному питанию, перед исполнителями государственных и муниципальных подрядов. Но в этих перечнях не фигурирует оплата труда государственных служащих, при том, что задолженность по заработной плате есть и она громадная – 1,44 миллиарда рублей. То есть кабинет Коновалова на то же детское питание денег не нашел, но себе на высокую заработную плату, сумасшедшие премии и надбавки средства заложил. Более того, при каждом удобном случае в Сером доме умудряются выплачивать "золотые парашюты", правда, не всем, а только лицам приближенным.
Еще в свою бытность кандидатом Валентин Коновалов обещал: в случае избрания ликвидирует самую неоднозначную структуру – администрацию главы Республики Хакасия. Избравшись, обещание "выполнил". Администрация главы в ближайшее время должна плавно влиться в региональное правительство, новой структуре передадут часть полномочий Минюста РХ по госслужбе и международным связям, в связи с чем штатная численность увеличится на три единицы и составит 94 сотрудника. При этом возрастут расходы на содержание уже не существующей организации до 215 миллионов рублей или на 220 процентов. Между тем, в 2016 году ей выделялись ассигнования в сумме 80,7 млн руб. Откуда такая диспропорция? По сведению информационного агентства "Хакасия", руководители реорганизуемой структуры получат компенсацию в размере четырехмесячного оклада, рядовые сотрудники подобной привилегии будут лишены – обойдутся выходным пособием за неиспользованный отпуск. И все вместе плавно вольются в новый штат.
Во-вторых. За счет оптимизации штатной численности муниципальных служащих. О существующем дисбалансе в системе государственного и муниципального управления говорится давно, в очередной раз претензия прозвучала на заседании Ассоциации муниципальных образований: количество муниципальных служащих неуклонно уменьшается, при этом чиновников государственных органов Республики Хакасия с каждым годом становится все больше. Растет не только количественный, но и качественный разрыв – заработная плата разнится существенно.
Кстати, ряды "федералов" также редеют.
По сведениям Росстата, в 2014 году федеральных служащих в Хакасии числилось 2143 человека, государственных – 752, муниципальных – 1333. В 2018 году федералов стало 1918, уменьшилось на 225; регионалов – 821, приросли на 69; муниципалов – 1236, сокращено 97 сотрудников, из них 20 в Ширинском районе.
Региональный Минфин считает: существующий штат муниципальных органов власти даже с учетом сокращения – избыточен. Только Ширинскому району рекомендует оптимизировать еще 10 единиц. При этом, заработная плата у оставшихся на работе специалистов, естественно, сохранится на прежнем уровне. И это с учетом увеличения нагрузки.
Например, при оптимизации федеральных структур средняя заработная плата выросла с 41 115 рублей в 2014 году до 49 232 в 2018 году. Без всякого сокращения штатов сотрудники регионального правительства стали получать 51 135 рублей против 48 431 руб. Муниципалы, как всегда, и работы лишились, и зарабатывают не в пример меньше всех – 38 988 рублей, шесть лет назад – 33 640.
Работать за такую среднюю, а на самом деле минимальную заработную плату в отдаленных селах желающих не найти. Требования высокие, объем должностных обязанностей превышает все мысленные нормы.
Но даже и это еще не все. Правительством Республики Хакасия на уровень местного самоуправления передано 15 государственных полномочий, не подкрепленных штатными единицами и финансированием. Опять же оптимизация – ставки в Сером доме освободились, почему бы экономию не использовать для себя?
Приведенные данные хоть и отображают тенденцию, но все же устарели. Соотношение количества служащих и их заработков за прошлый год станут известны в марте. Но, кое-какая информация имеется и сейчас. Например, предельная численность сотрудников государственных гражданских служащих в 2019 году выросла до невиданных 1385 единиц, годом ранее цифра равнялась – 821. Запредельный рост!
Как уже говорилось, администрация главы – 94 единицы. Большая структура, но не самая многочисленная. С громадным отрывом лидирует Министерство природных ресурсов и экологии – 467. Следом за ней идет Министерство по делам юстиции и региональной безопасности – 214 служащих. Финансовый блок насчитывает 134 сотрудника, 84 трудятся в Минфине, 50 в Министерстве экономики. Для сравнения, в минздраве – 44 специалиста, в минобре – 49, в минстрое – 59 и так далее. Кроме министерств, в регионе действуют государственные комитеты, штаты которых тоже растут. Так, образованы следующие госкомитеты: по тарифам и энергетике – 23 единицы, цифрового развития и связи – 21.
***
Аппетит растет – по уровню заработной платы региональные чиновники давно обогнали своих федеральных коллег и оставили далеко позади муниципальных служащих. Кроме того, численность сотрудников Серого дома превысила количество всех прочих работников органов местного самоуправления. Однако, при всем при этом эффективность их работы под большим вопросом. То же минприроды при своем колоссальном штате фактически провалило "мусорную" реформу, плоды деятельности финансового блока в комментариях и вовсе не нуждаются: единственный известный способ наполнения бюджета – коммерческие кредиты, о работе с крупным бизнесом речи не идет. Доподлинно известно – руководитель губернаторской администрации занимается махинациями и, кажется, больше ничем. А вся вместе эта кампания объедает республику, в том числе и муниципалов, за счет которых раздувает штаты и увеличивает заработную плату.
Обвиненные во всех смертных грехах Ассоциация муниципальных образований и ее руководитель Абрек Челтыгмашев допустили единственную, но существенную ошибку – из итогового текста обращения к президенту России, премьер-министру федерального кабмина и полномочному представителю президента в СФО убрали, возможно, неприятную, но объективную оценку действиям Валентина Коновалова, загоняющего республику в пропасть. Сделанный навстречу губернатору шаг обернулся целым рядом потерь для региона, репутационных и финансовых, а в скором времени может привести Хакасию к краху. Главу региона и его приближённых мало интересуют проблемы республики, им с ней не по пути.