Сложившаяся ситуация с коронавирусом поставила под угрозу малый и средний бизнес. Многим предпринимателям пришлось временно закрыть свои магазины, на некоторые товары и услуги упал спрос. Прибыльная еще месяц назад деятельность сейчас переживает не лучшие времена, бизнесмены терпят убытки. С некоторыми из них мы в телефонном режиме поговорили о насущных проблемах.
Александр Федоренко, владелец магазина "МебелеФ":
– Моему бизнесу три года. И вот уже более двух недель магазин закрыт и несет большие потери – не могу рассчитаться с поставщиками. Прибыль имею с оборота товара, допустим, взял – продал – рассчитался – товар взял. Теперь магазин закрыт, оборота нет. Плюс к этому зарплату надо выплатить. И, конечно, на содержание магазина идут затраты. У меня два кочегара топят пустое помещение. Вот основные мои потери.
Ассортимент в магазине большой: корпусная и мягкая мебель, кухни, прихожие, шкафы, горки. До закрытия на карантин покупателей много было. Работали, оборот шел, и прибыль была, зарплату платил, содержал помещение, на все хватало.
Павел Гордиенко, такси "Шанс":
– По бизнесу, естественно, появились потери, количество заявок упало. До коронавируса было около 300 в сутки, а на данный момент у нас где-то 120 заявок и все по Шира. Количество машин в смене также уменьшилось с шести до четырех.
Люди перестали передвигаться на большие расстояния. Сейчас не возим пассажиров в абаканские больницы. Затихли вахтовики, которые приезжают с работы из Шушенского или Белого Яра. Обращаются только местные жители, в основном из Шира, Малого Спирина, Жемчужного, несколько заявок из Фыркала, наши постоянные клиенты.
Несмотря на потери, стоимость проезда не завышаем. Понимаем ситуацию, сейчас у многих тяжелые времена, коронавирус ударил практически по всем.
Наталья Казак, владелица магазина "Азбука вкуса":
– Потерь нет, продукты как покупали, так и покупают, но цены поставщики сильно подняли практически на весь ассортимент. Подорожали чай и кофе, сахар и мука, соответственно, печенье и конфеты. Мы даже процент наценки снижаем. Пенсионеры чаще с утра идут за продуктами, те, кто работает, ближе к вечеру после работы. Покупать меньше не стали, наоборот, больше берут. Из-за того, что все сидят дома, заняться нечем, жалуются, что стали съедать больше.
Юлия Баяндина, мастер по маникюру и педикюру:
– Одна воспитываю сына, живу на съемной квартире. Лишилась единственного заработка, так как нам запретили работать – салон закрыли на неопределенный срок, на карантин. Оплачивать аренду за помещение, налоги мне просто нечем.
До закрытия у меня было в среднем пять клиентов в день. Индустрия красоты сильно пострадала, оказалась самой незащищенной в этой ситуации. Нигде нет никакой информации, что в таком случае делать, хотя заголовки гремят во всех социальных сетях, что малый бизнес несет убытки. У нас в Шира много мастеров, которые остались без работы и средств к существованию. Никто не дает никаких прогнозов, на сколько это все затянется. Работать "подпольно", на свой страх и риск, думаю, оно того не стоит, можно нарваться на штраф.
Елена Беляева, собственница кафе "Шоколад":
– Убытки, конечно, есть, выручки нет совсем, даже работая дистанционно. Значительно снизилось количество заказов, где-то один-два в день, бывает и ни одной заявки. Расходы идут на зарплату поварам, у них это единственный доход, за электричество, налоги. Доход снизился примерно на 80 процентов. Я не могу своих сотрудников оставить без заработка, они хоть и по пятьсот рублей в день, но получают. Есть возможность хоть купить необходимые продукты. Все потери почувствую в мае, когда счета придут, но я еще тружусь в другой сфере деятельности, буду как-то выкручиваться. Думаю у многих так.