Недавнее решение Арбитражного суда Республики Хакасия может послужить той соломинкой, что сломает спину верблюду – заставит Правительство Республики Хакасия и, в частности, Министерство образования РХ признать факт наличия в регионе фундаментальных проблем по обеспечению жильем детей-сирот. Речь идет о том, что республиканская власть, переложившая в 2005 году на муниципальные образования свои полномочия, не признает очевидного – в существующих условиях районы не могут справиться с возложенными на них функциями. Заложниками пассивной позиции кабинета министров остаются дети-сироты, долгие годы стоящие в очереди на получение жилья.
Сегодня в решение назревшего вопроса вовлечена самая высокая инстанция – Совет Федерации. Ранее, в январе этого года, свою позицию высказал и Арбитражный суд РХ.
В ноябре 2005 года Верховный Совет принял закон № 85-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В статье 1 перечислены меры социальной поддержки, переданные тринадцати муниципальным образованиям, среди них – обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. В ст. 2 обозначены гарантии республиканского бюджета органам МСУ в связи с передачей полномочий, оговорен объем средств, методика расчета субвенций на предоставление полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот. Естественно, при решении вопросов социальной поддержки, а это уже статья 3, органы местного самоуправления обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.
Кроме того, правительство Хакасии возложило на города и районы обязанность по созданию специализированного жилищного фонда для детей-сирот, который формируется из приобретенных в муниципальную собственность либо построенных помещений.
Арбитражный суд признал
Пожалуй, самая главная проблема – отсутствие на вторичном рынке недвижимости жилья соответствующей площади и качества. В связи с этим местные органы власти приобретают жилье, чья квадратура превышает минимальную установленную норму, а также в городах: в Абакане и Черногорске. На это не замедлило обратить внимание Федеральное казначейство.
В 2019 году Управление федерального казначейства по Республике Хакасия проверило деятельность управления образования Ширинского района по использованию федеральных субсидий, предоставленных бюджетам субъектов РФ для предоставления жилых помещений детям-сиротам.
Дело в том, что Правительство Российской Федерации в рамках государственной программы "Социальная поддержка граждан" предоставляет субсидии регионам для приобретения или строительства жилья детям-сиротам, в том числе Хакасии. Местное правительство перераспределяет эти и республиканские деньги между муниципалитетами. Эффективность трат федеральных денег и стала причиной проверки.
Проанализировав деятельность районного управления образования по предоставлению жилья детям-сиротам за 2017 и 2018 годы, казначейство пришло к выводу – бюджетные средства использованы неэффективно. Приобретены жилые помещения с избыточными потребительскими свойствами, сумма нарушения составила 4 миллиона 352 тысячи рублей. Так, в 2017 году по 6 муниципальным контрактам, а в 2018 уже по 12 – управление купило квартиры завышенных размеров.
Дело в том, что социальная норма для одиноко проживающего гражданина равняется 33 м2. В случае отсутствия жилых помещений с такой площадью норма может быть превышена, но не более, чем на 18 м2. Федеральное казначейство посчитало – управление образования должно приобретать квартиры площадью 33 квадратных метра, стоимостью – 739 тысяч 764 рубля. Все, что превышает установленный лимит, и есть жилые помещения с избыточными потребительскими свойствами.
Не согласившись с позицией казначейства, управление образования обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия. Суд целиком встал на сторону УО.
Арбитражный суд установил дефициты на рынке недвижимости, а также тот факт, что жилые помещения по желанию детей-сирот предоставлялись в тех населенных пунктах, которые они указывали, исключает возможность выбора на вторичном рынке жилья по минимальной норме.
Ранее проведенные управлением образования аукционы (на которых не было подано ни одной заявки) показали, ни один продавец (хотя бы с большей площадью благоустроенного, соответствующего всем требованиям жилья) не согласен заключить контракт на сумму 739 тысяч 734 рубля – цена за 33 квадратных метра.
Суд согласился с доводами управления о том, что в случае продолжения объявления аукционов по минимальной учетной норме муниципальным образованием не была бы освоена выделенная субвенция, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей остались бы без жилплощади. В итоге Арбитражный суд Республики Хакасия 16 января признал недействительным представление Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия. Решение в законную силу вступило.
К чему пришли муниципалитеты за годы действия закона?
Одного этого решения суда достаточно для создания под эгидой Министерства образования и науки республиканского центра по приобретению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Практика распространенная. Логично предположить – приобретением недвижимости за пределами муниципальных образований органы МСУ заниматься не должны, это прерогатива региона. Впрочем, лишь одним дефицитом жилья на вторичном рынке череда неразрешимых проблем не исчерпывается – муниципалитеты несут неоправданные расходы, исполняя государственные полномочия.
В муниципальных образованиях сформирован приличный жилищный фонд, на управление и содержание которого Правительство Республики Хакасия денег не выделяет. Бремя легло на бюджеты городов и районов, что противоречит как федеральным законам, так и республиканскому – № 85-ЗРХ. Да что там, реализуя мероприятия по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики, кабмин увеличил и без того непомерные расходы муниципалитетов. С 2017 года в регионе отменена льгота на налог на недвижимое имущество, в том числе и для квартир, предоставляемых сиротам по договорам социального найма. Заявление не голословное – еще в 2018 году в письме в ассоциацию "Совет муниципальных образований Республики Хакасия" глава Ширинского района Сергей Зайцев приводил такие цифры: задолженность по налогу за один лишь квартал составляет 352 тысячи рублей. Однако Министерство образования и Министерство финансов Республики Хакасия на многократные обращения о выделении денежных средств не отреагировали. Вот и получается, заплатить налог районный бюджет должен в связи с передачей ему правительством своих функций в рамках процедуры наполнения республиканской казны.
Но и это не все. Служба судебных приставов налагает многочисленные штрафы за не исполнение решений судов об обеспечении жильем детей-сирот. По одному только Ширинскому району в 2016 году вынесено 28 постановлений о взыскании исполнительских сборов на 1 миллион 400 рублей и 5 штрафов за неисполнение решений суда на 150 тысяч рублей. В 2017 УФССП – 27 постановлений о взыскании сборов на 1 миллион 350 рублей и 10 штрафов на 300 тысяч рублей. Аналогичные суммы приставы требовали и в последующие годы.
Положение чрезвычайное
Ситуация усугубилась со II квартала в двух районах Хакасии – Ширинском и Аскизском. Дело в том, что депутаты данных территорий отказались принимать бюджеты. В соответствии с Бюджетным кодексом с 1 апреля муниципальные образования прекратили проведение аукционов для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. О вынужденном шаге органы местного самоуправления уведомили Министерство образования и науки Республики Хакасия. Положение чрезвычайное – только по нашему району остаток денежных средств для приобретения жилых помещений составил 20 миллионов рублей!
В соответствии с республиканским законом № 85-ЗРХ, выполнять который обязаны как муниципальные образования, так и органы государственной власти Республики Хакасия, функции должны быть переданы Министерству образования и науки Республики Хакасия. Данная норма прописана в статье 5 и оговаривает, что механизм начинает действовать в случае неисполнения, ненадлежащего исполнения или нецелесообразности дальнейшего осуществления государственных полномочий муниципалитетами. Более того, закон устанавливает – решение по прекращению осуществления органами МСУ государственных полномочий должен принять Председатель Правительства Хакасии Валентин Коновалов. Он и только он в данном случае наделен правом законодательной инициативы.
Казалось бы, Правительство обязано действовать – проблема обеспечения детей-сирот жилыми помещениями стоит крайне остро, в ряде случаев муниципальные образования не справляются с возложенными государственными задачами, две территории вовсе были вынуждены остановить проведение аукционов. Однако что имеем? Громкие выступления в подконтрольных средствах массовой информации и не более того. Заметит ли главный надзорный орган – прокуратура – игнорирование "народным" губернатором и его правительством федерального и республиканского законодательства, ущемление прав социально незащищенных людей – сирот?