Третьего июля сотрудники Госавтоинспекции будут принимать поздравления с профессиональным праздником. Они знакомы каждому, кто однажды решил сесть за руль и стать участником дорожного движения, но многие зачастую не подозревают, как проходят трудовые будни служителей закона.
Старший лейтенант Государственной инспекции безопасности дорожного движения Виталий Иванов – наш земляк. Он родился и вырос в Борце, там же окончил школу, успел попробовать себя в роли разнорабочего в совхозе, оттуда призвался в ряды Вооруженных сил.
Демобилизовавшись в декабре 2000 года, сержант пограничной службы подумывал перебраться на постоянное место жительства в Иркутск, но перед этим дал себе время на отдых и окончательное принятие решения. Особого желания поступать в высшее учебное заведение молодой человек не испытывал, как, впрочем, и идти работать в правоохранительные органы. Но все решил случай, произошедший весной и определивший дальнейшую судьбу парня.
На 180 градусов от убеждений
Среди молодежи в то время служба в милиции считалась зазорной, но однажды, прогуливаясь, Виталий встретил свояка – Игоря Беляева, работавшего тогда в Госавтоинспекции, и старшего инспектора дорожно-патрульной службы Сергея Сухачева, приехавших в Борец на патрулирование.
Завязался разговор, будущие старшие коллеги предложили попробовать поработать. Дембель, маявшийся от безделья, посоветовался с родными, решил, что, в конце концов, такая возможность может быть и не хуже других. Тем более, что особых планов на жизнь тогда ещё не было.
Дальше стандартная процедура: приехал в отдел кадров, сдал документы и получил направление на медкомиссию. Хирургу не понравился послеоперационный шов – во время службы в армии, солдату удаляли аппендицит. Но, как оказалось, не без последствий. Хирургическое вмешательство пришлось повторить, так как под печенью остался ватный тампон. В итоге долгое ожидание ответа на запрос из воинской части, так как доктора не удовлетворили устные объяснения. Когда бумаги прибыли, все вопросы и препятствия были сняты, Виталий получил медицинский допуск.
С весны до осени молодой человек в качестве добровольца приезжал из Борца в Шира на обучение, помогая экипажу, набирался опыта. Приказ на назначение в должности стажера инспектора дорожно-патрульной службы новоиспеченный гаишник получил 1 октября 2001 года:
– В этот день стояли в экипаже с Николаем Коржовым возле ширинской больницы, остановили мотоцикл. Водитель был в состоянии алкогольного опьянения, это и был мой первый самостоятельный протокол, – делится воспоминаниями Виталий Иванов.
Начались трудовые будни. 17 лет сотрудник полиции ездил на службу из родного села. Сначала добирался на перекладных, потом приобрел собственный автомобиль. В 2005 году получил среднее юридическое образование по профилю правоведение. Начался карьерный рост, Виталий сменил сержантские плашки на погонах на звезды младшего лейтенанта. В 2018 году уже старлей Государственной инспекции безопасности дорожного движения и вовсе перебрался на постоянное место жительства в районный центр.
Бывало всякое
Многие курьезы в карьере инспектора происходили в тот период, когда патрульные автомобили стали оснащать системой внутренней видеофиксации. Автолюбители "под мухой" пытались обращаться через объектив камеры напрямую к президенту РФ, наносили себе увечья, находясь в патрульной машине во время оформления документов, били себя по лицу, кричали, что их избивают.
Полицейский признается, что ситуация на дорогах становится сложнее, все чаще нарушителей приходится преследовать. Его слова подтверждает и внушительный архив записей с видеорегистраторов, установленных в служебных автомобилях. Кстати, убегают не всегда в состоянии опьянения, иногда на необдуманные поступки водителей толкает, например, отсутствие страховки или забытое дома водительское удостоверение. В некоторых случаях это выливается в кругленькую сумму на ремонт авто или оплату штрафов, которые гонщик неизбежно копит в процессе преследования. А погоняться и пострелять за 19 лет службы старлею довелось изрядно. Некоторые истории сильно похожи на голливудские боевики.
По сюжету одной из них, летом 2006 года Виталий Иванов ехал с коллегами из Шира в Жемчужный, по рации экипаж получил сообщение об угоне автомобиля на озере Власьево. Через некоторое время транспортное средство из ориентировки показалось на полосе встречного движения. Инспекторы развернули патрульную машину и потребовали у водителя остановить автомобиль. После того, как злоумышленник проигнорировал требование, началась погоня с применением табельного оружия:
– Молодые были, сейчас, скорее всего, поступил бы иначе. Постреляли, конечно, хорошо, но по машине попали только один раз. Над нами потом долго подшучивали, что нужно чаще проводить занятия по стрельбе, – смеется Виталий.
Когда угнанное авто, свернувшее на новоселовском перекрестке в сторону Джирима удалось остановить, оказалось, что в салоне, кроме двоих участников угона, был и пассажир, неудачно поймавший попутку от Колодезного до Шира. Нарушитель, находившийся за рулем, бросил свою добычу в поле и кинулся бежать в ближайший лесной массив. Поймать его удалось, благодаря опыту, полученному в армии – "пограничным методом", как выразился собеседник. Гоняться в зарослях – затея бессмысленная, Виталий остановился и стал прислушиваться. Беглеца выдал случайный шорох от неловкого движения за поваленным стволом дерева, служившим укрытием. Угонщик был задержан.
Другой интересный случай произошел позднее, когда за одним автомобилем гонялись пять полицейских машин. Тогда руководство Госавтоинспекции организовало масштабный рейд по населенным пунктам района. Экипаж Виталия Иванова прибыл в Малый Спирин. Въехав в населенный пункт, инспектор попытался остановить автомобиль Toyota, но водитель требованию не подчинился – началось преследование, переросшее в погоню, к которой в лучших традициях кассовых блокбастеров присоединились и другие экипажи, не успевшие далеко отъехать от районного центра. К затянувшейся гонке по Шира подключилась вневедомственная охрана и патрульно-постовая служба. Автолюбитель вел себя за рулем очень уверенно, что заставило полицейских считать, что водитель трезв, но ему есть, что скрывать от сотрудников правоохранительных органов.
В пределах села табельное оружие не применялось – запрещено, но когда автомобиль выехал на трассу и направился в сторону Целинного, инспекторы открыли огонь.
– Пострелять успели все. У одного заканчивались патроны, начинал палить другой. Нарушитель совершил ДПТ с одним из патрульных автомобилей, когда его пытались заблокировать, после чего съехал на грунтовую дорогу в сторону Белё, где его не мог зажать даже УАЗ "Hunter", чья стихия – бездорожье. Другие машины поехали перекрывать возможные выезды, я со своим экипажем контролировал дорогу, не давая ему сбежать, а УАЗик гонял его по полям и замерзшему болоту. В один прекрасный момент мы его потеряли из виду, – вспоминает инспектор.
Как оказалось, отечественный Даниэль Моралес (главный герой киноэпопеи "TAXI") спрятал свой автомобиль в болотных камышах, но сотрудники заметили с пригорка отблеск. Когда его нашли, не обошлось без эмоций, но водитель оказался мужчиной в годах, кроме того, один из выстрелов все же настиг цель: пуля прошла по диагонали через водительскую дверь, и, зацепив сиденье, вошла под кожу на бедре гонщика. Когда нарушитель сообщил полицейским, что получил пулевое ранение, эмоции отступили.
Врачи, проводившие освидетельствование, смеялись, что сотрудники Госавтоинспекции "Только попортили нарушителю шкурку". Хирургическое вмешательство не потребовалось, пулю извлекли пинцетом, как занозу, и обработали рану зеленкой.
Самое интересное, что на момент освидетельствования водитель был трезв. Он признался, что полутора часами ранее выпил бокал пива и испугался штрафа, но за время опасной погони алкоголь выветрился. Мог ли причиной послужить сумасшедший выброс адреналина? Разумеется, водитель Тойоты успел насобирать ворох других нарушений, в том числе, отказ подчиниться требованиям сотрудников правоохранительных органов.
***
Причиной бед автолюбителей являются вовсе не люди в погонах и с полосатым жезлом наперевес. Со слов Виталия, водитель, порой зарядившись негативными эмоциями дома или на работе, сам ведет себя агрессивно по отношению к сотрудникам правоохранительных органов, провоцируя на недоброе отношение. Конечно, полицейский грубить не станет – нельзя, но если и была возможность отнестись снисходительно, вероятнее всего инспектор в случае агрессии ей не воспользуется.
Автолюбителям сотрудник Госавтоинспекции советует не превышать скорость. Не только потому, что этого нельзя делать в принципе, здесь, скорее всего, попросту срабатывает здравый смысл: пара минут опоздания или опережения графика ничего не решит, но может стоить жизни, и не только самому торопыге. Кроме того, двигатель, работающий на пределе, быстрее выйдет из строя и потребует вложений. Опять же – расход топлива становится выше, как только педаль газа начинает упираться в пол.