Мусорная реформа идет в нашей стране уже второй год. И Хакасия не исключение. С 2019 года работу в республике в качестве регионального оператора по обращению с ТКО ведет компания "Аэросити-2000". В силу местной специфики реализация реформы в разных частях одного региона различается весьма существенно.
Если от жителей городов жалоб на качество оказываемых регоператором услуг практически нет, то в сельских территориях ситуация не столь однозначная. И причины тут разные. Где-то это нерасторопность местных властей в исполнении своих обязанностей в рамках реформы, где-то недоработки регионального оператора, ну а где-то в основе проблем лежит позиция жителей не желающих платить за услугу, которая им была оказана.
До последнего времени в Ширинском районе весь перечисленный комплекс проблем был в полном наличии. Сельские советы не спешили создавать площадки накопления ТКО, а это их прямая обязанность. Подрядчик работающий с регоператором мусор вывозил абы как, население, на себе ощущая проблемы с реализацией реформы, за услугу "по обращению с ТКО" платило крайне неохотно.
И всё это могло бы продолжаться сколь угодно долго, но в ситуацию решил вмешаться региональный оператор. Потому как новая политика "Аэросити-2000" предполагает комплексное решение мусорных проблем в территориях где они проявляют себя наиболее остро.
Менять ситуацию регоператор начал с принятия комплексного плана работ по Ширинскому району. И одним из первых пунктов этого плана стал вопрос о необходимости замены проблемного подрядчика. На качество его работы постоянно жаловались жители района. А претензии со стороны регоператора перевозчик игнорировал. Как следствие с 16 мая договор с проблемным перевозчиком был расторгнут и к работе приступила компания МУП "Благоустройство".
Результат не заставил себя ждать. Количество жалоб от населения резко снизилось. Срыв графиков вывоза, регулярные поломки техники и прочие причины появления в населенных пунктах переполненных баков и бункеров не вывозившихся неделями ушли в прошлое. Новый подрядчик вывозит мусор качественно и в срок, а при наличии проблем не отмахивается от них, а оперативно решает.
Вторым важным нововведением в районе стало открытие в поселке Шира представительства регионального оператора. Наличие специалистов "Аэросити-2000" позволяет на месте снимать большинство возникающих вопросов, оперативно реагировать на жалобы и, что очень важно, отслеживать качество работы нового перевозчика. Важным плюсом для граждан стала возможность на месте решать вопросы по перерасчету за оказанную услугу, если в выставленных "за обращение с ТКО" счетах были допущены какие-либо ошибки. Ранее для этого необходимо было ехать в Абакан.
Ну а что же с площадками накопления ТКО, на отсутствие которых в нужном количестве постоянно жаловались ширинцы? Новшества появились и тут. В июне регоператор откапиталил в посёлке Шира три площадки. Они преобразились на улицах Сурикова, Щетинина и Октябрьская и сейчас являются для местных органов власти и управляющих компаний примером того, как должны выглядеть все места накопления ТКО в районе.
А ведь именно их отсутствие создает основные трудности при оказании услуги "по обращению с ТКО" в сельских населенных пунктах. Обязанность создавать такие площадки лежит на муниципальных органах власти. Понимание этого факта приходит и к населению, что очень важно. Ведь реализация мусорной реформы предполагает комплексную работу с регоператором властей разных уровней. И если на каком-то этапе кто-то не исполняет свои обязательства, то падает эффективность всей системы обращения с отходами.
- Ранее мы отремонтировали шесть площадок в Абакане. Нам важно показать, как меняется отношение людей к теме обращения с твердыми коммунальными отходами, когда они видят конкретные изменения в качестве оказания услуги. Мы рассчитываем, что наши действия в этом направлении будут поддержаны на местах, потому что чистые и отремонтированные площадки накопления ТКО должны быть в каждом населенном пункте, где мы оказываем услуги по вывозу мусора, - пояснил актуальность этой работы директор филиала "Аэросити-2000" в Республике Хакасия Алексей Егоров.
Наконец, немало нареканий в адрес работы регоператора были связаны с отсутствием эффективной системы доставки квитанций потребителям. Ведь как платить, если квитанции элементарно не доходят до граждан? Перемены пришли и в эту сферу. До июня доставкой квитанций "за обращение с ТКО" в Ширинском районе занималась компания "НТК плюс". Теперь же их доставляет известная всем "Почта России". У почты множество отделений в сельских населенных пунктах, да и почтальоны компании чуть ли не в лицо знают каждого, кому нужно доставить квитанцию об оплате. Теперь квитанции приходят вовремя на все адреса. Ошибки с доставкой сведены к минимуму.
В общем, перемены в сфере оказания услуги по обращению с ТКО идут по всем направлениям. И всё это благодаря комплексному подходу к изменению ситуации в отдельно взятом районе, которому следует регоператор.
Но что же с платежами за оказанную услугу? А вот здесь всё далеко не так радужно. Выставленные счета в районе оплачивают только 47 процентов граждан. Значительная часть потребителей продолжает игнорировать счета и копить долги. Нарушать закон, вывозя мусор на несанкционированные свалки. Печально, что среди нарушителей есть и те, кто по должности обязан быть примером в исполнении действующего законодательства. Их имена и фамилии известны. Работать с ними регоператор будет в первую очередь. Для этого штат компании усилен юристами, которые уже направили в суд сотни исковых заявлений в отношении злостных неплательщиков. В ближайшее время они получат судебные приказы обязывающие их закрыть долги за оказанную услугу "по обращению с ТКО". Судебная практика в этом вопросе уже наработана. О подробностях этой работы мы будем информировать вас дополнительно.