Новая редакция законов об ОСАГО и о безопасности дорожного движения отвязала наличие действующей диагностической карты при оформлении полиса автогражданской ответственности. С 22 августа купить ОСАГО можно без прохождения технического осмотра.
Почему депутаты Государственной думы изменили правила страхования и что будет с техническим осмотром? В этих вопросах "Ширинский вестник" разбирался вместе с Анатолием Кофторовым, владельцем пункта ТО.
Чтобы полис стал доступнее
Цель поправок – обеспечение доступности ОСАГО. Согласно закону, действующие на рынке фирмы обязаны продать полис автогражданской ответственности любому желающему, ограничение – наличие диагностической карты. Фактически единственным мотивом прохождения ТО была невозможность оформить страховку, без которой выезжать на дороги запрещено. Изменив же закон, депутаты расширили страховой рынок – с 22 августа для заключения договора ТО не понадобится.
А значит ли это, что технический осмотр уйдет в прошлое?
С 1 марта следующего года в Кодексе об административных правонарушениях появится статья, предусматривающая ответственность за отсутствие техосмотра. Штраф составит 2 000 рублей. Примечательно, что МВД будет выявлять машины без техосмотра с помощью камер фотовидеофиксаций нарушений. При этом допускается ежесуточное начисление штрафа.
Тут можно сравнить действующие правила и грядущие. Сегодня, не пройдя ТО и, соответственно, не купив ОСАГО водитель рискует отдать в бюджет 500 рублей, и то в случае если его остановит инспектор. В следующем году штраф вырастет в четыре раза, а для его начисления присутствие сотрудника полиции станет совсем не обязательным.
Впрочем, и на передышку между августом 2021 и мартом 2022 года рассчитывать также не стоит. Ведь закон об ОСАГО предусматривает возможность истребования понесенных страховой компанией потерь, если она компенсировала ущерб пострадавшим в ДТП, произошедшего по причине неисправности автомобиля. И страховщики безусловно обратят пристальное внимание на непрошедший техосмотр автомобиль.
Чтобы навести порядок
С 1 октября пройти технический осмотр станет сложнее. Новые правила призваны исправить ситуацию, когда клерки выписывали диагностические карты в офисах. Обращаться на пункт ТО было совсем не обязательно.
При проведении техосмотра в обязательном порядке будут делаться две фотографии: до и после диагностики. Эти фотографии вместе с координатами места съемки вносятся в единую автоматизированную информационную систему техосмотра – ЕАИС ТО. Координаты места съемки при этом не могут быть дальше 15 метров от пункта ТО. Так хотя бы точно будет установлено, что автомобиль на диагностику все-таки приезжал.
Перед началом диагностики в соответствии с новыми правилами, оператор должен убедиться в соответствии идентификационного номера автомобиля или кузова, рамы, кабины тому, что написано в свидетельстве о регистрации или паспорте транспортного средства. Если номера не совпадают, или не совпадает марка или модель машины, то есть ее нельзя идентифицировать по данным документам, то оператор вносит в ЕАИС ТО информацию об отказе от проведения услуги, указывая ее причины.
По результатам осмотра оформляется диагностическая карта в ЕАИС ТО и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта. По желанию автовладельца она также выдается на бумажном носителе с подписью эксперта и печатью оператора.
Теперь диагностическую карту можно аннулировать. На это имеет право ГИБДД, если установит, что автомобиль не проходил диагностики, или было выявлено несоответствие машины требованиям безопасности, но на нее все равно оформили диагностическую карту.
В итоге ничего не изменилось: нужно страховать свою ответственность и проходить технический осмотр. Действительно скоро приобрести полис ОСАГО можно будет без диагностической карты, но это станет источником дополнительных проблем при ДТП. Доказать впоследствии страховой компании техническую исправность автомобиля не удастся. А новая статья КоАП и правила прохождения ТО недвусмысленно намекают – государство поставило перед собой задачу убрать с дороги неисправные транспортные средства.