Ровно 10 лет назад 1 августа 2011 года на дежурство заступила первая смена районной Единой дежурной диспетчерской службы. Новую структуру отдела по мобилизационной работе, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации Ширинского района возглавила Юлия Валекжанина, вместе с ней первопроходцами стали диспетчеры Ольга Похабова, Екатерина Белобородько, Анна Раткова и Ксения Осинцева. Спустя восемь лет – в 2019 году отдел МР, ГО и СЧ был реорганизован в управление, а ЕДДС оформилась как отдел в его составе.
Необходимость создания новой структуры была продиктована федеральным законодательством – чтобы все данные по происшествиям собирались централизованно в одном месте. Раньше они накапливались разрозненно: одна часть в полиции, другая – в отряде противопожарной службы и так далее. Теперь вся информация стекается в ЕДДС, работу которого координирует республиканский центр управления кризисными ситуациями и главное управление МЧС по Хакасии.
Работа службы начиналась на четвертом этаже районной администрации. Это был очень тесный кабинет, площадью около восьми квадратных метров. Сотрудникам удалось поставить там только два компьютерных стола.
– На тот момент у нас не было даже комнаты отдыха, поэтому кушать во время дежурства, и отдыхать приходилось за рабочим столом. А еще, окна были высоко, в них невозможно было выглянуть, и когда звонили из абаканского центра – мониторили погоду, мы просили подождать, и бегали на третий этаж, чтобы выглянуть в окно, – с теплой улыбкой вспоминает минувшие дни дежурств нынешний начальник отдела Анна Раткова.
На тот момент четыре диспетчера работали по графику "сутки через трое". А весной 2016 года ЕДДС перевели в просторное помещение на третьем этаже. Теперь в распоряжении службы есть большой кабинет, где свободно размещаются два дежурных смены, руководитель, видеостена, по которой сотрудники следят за перехватами каналов, и участвуют в видеоселекторных совещаниях по прямой связи с главным управлением МЧС.
Вместе со службой с четвертого этажа переехал и телефон, к которому на тот момент уже привыкли жители района: 9-11-06. Со временем добавились еще несколько: 9-29-01, 9-19-11 и мобильный – 8-913-440-02-93, можно звонить на любой из них. Относительно недавно появился короткий экстренный номер – "112". Звонки по нему поступают в офис центральной обработки вызовов в Абакане, и если вопрос может решить местная ЕДДС, вызов переводится на нее. А если требуют обстоятельства, звонок переводится напрямую на полицию или, например, на больницу. Иногда бывают вызовы из разряда "Нам нужна помощь, но мы не знаем чья" – такие звонки переводят на местного дежурного, и он уже его обрабатывает.
Пока система диспетчерских только обкатывалась, сотрудники толком не знали, за что они отвечают, как они должны работать, в том числе с населением. Если как-то начала налаживаться работа, например, с диспетчерской полиции или энергетиков, то с жителями тогда было труднее. Со временем набирались опыта, совершенствовалась нормативная база.
– Жители теперь знают, в каких случаях следует нам звонить. Опять же, как только появилась наша служба, скажем так, люди нам не очень доверяли, а сейчас привыкли. Звонят нам, просят помощи по любому вопросу: от отключения электроэнергии, до несвоевременного вывоза мусора. Мы в любом случае стараемся помочь, даже если обращение не входит в нашу компетенцию. Даем номера телефонов, куда можно обратиться по тому или иному вопросу, либо сами связываемся с руководителями организаций, и пытаемся разрешить проблему, – поясняет начальник отдела.
За десять лет увеличился штат, сегодня в него входит начальник, четыре оперативных дежурных и пять диспетчеров. Люди стали понимать, что если они звонят в ЕДДС, дежурные смены сами не выезжают помогать, а направляют и координируют экстренные службы. Сегодня налажено тесное взаимодействие со всеми диспетчерскими района, благодаря чему помощь оказывается в кратчайшие сроки. Теперь жители Ширинского района реже звонят непосредственно в ту или иную службу, а обращаются в единую диспетчерскую: "Мы знаем, что вы нам поможете!"
– С первых дней в ЕДДС Ширинского района работают опытные сотрудницы Ольга Похабова и Екатерина Голобородько. Позже к команде присоединились Виктор Громов и Сергей Спирин – очень серьезные мужчины, на которых можно положиться. Нам бабушки часто звонят, особенно, если мужской коллектив в смене. Сильно любят беседовать с Виктором Алексеевичем, я не раз сталкивалась с тем, что жители звонили, и благодарили за такого отзывчивого сотрудника. Самый молодой наш коллега – Наталья Мачутская, устроилась работать, прошла обучение, и очень быстро влилась в коллектив, как будто была здесь с самого основания. Вадим Редель спокойный и уравновешенный, он работает с нами два года. Игорь Нарожный тоже очень серьезный сотрудник, но не без чувства юмора, любит посмеяться, когда есть свободная минутка. Владимир Нарожный рассудительный и внимательный, любой документ изучает досконально, что называется, вдоль и поперек, каждую букву и запятую. Татьяна Яппарова у нас женщина скромная, никогда не ругается, разговаривает монотонно, и может успокоить кого угодно. Недавно, когда отключали свет в Коммунаре, очень много звонков разозленных коммунаровцев поступило именно в ее смену. Она обстоятельно, раз за разом объясняла жителям отдаленного села ситуацию. Все мои сотрудники очень хорошие, я очень рада, что работаю именно с этими людьми. Всегда могу на них положиться, и желаю им только спокойных дежурств! – поздравила своих коллег начальник отдела ЕДДС Ширинского района Анна Раткова.