Любовь к детям, жажда познать глубже детский мир, оставить в нем крупицы своей души, доброты подтолкнули ее к выбору профессии.
Это ответственный и нелегкий путь, который требовал особых профессиональных и человеческих качеств. Моя бабушка 15 августа 1971 года переступила порог школы в должности учителя и с тех пор, до выхода на заслуженный отдых, не изменила профессии.
Елена Николаевна была учителем географии. Целью ее работы являлось не только знакомство детей с нашей планетой, она воспитывала в учениках сознание того, что они принадлежат к единой семье – Человечеству. Узнав природу и историю своей Родины, дети замечают, что каждая одинокая березка, нежное пение соловья, незамеченная тропинка, маленький звонкий ручей создают в их сердцах образ своего уголка земли. Своей малой родины. Это то, казалось бы, малое, но вечное, родное, любимое горело ярким огоньком в душах учеников. Не одно поколение школьников бабушка научила заочным путешествиям по дальним странам, обучая их географии. Она с детьми прошла по многим туристическим тропам, достигали побед на школьных и районных слетах.
Результат работы учителя будет виден не сразу: не через час, не через месяц, а через несколько лет. Причем его уже нельзя исправить. Ошибки учителей самые серьезные, самые жизненные, так как они ранят душу ребенка, заставляя его страдать. Но в большей мере детскую душу заставляет страдать равнодушие учителя, несправедливость с его стороны.
Бабушка убеждена: равнодушный человек не может быть учителем. Наверное, потому и осталась учителем, потому и шла по жизненному пути с порядочными людьми – своими коллегами и, конечно же, детьми – искренними и чистыми душами.
Немаловажную роль в становлении ее как учителя, говорит сама Елена Николаевна, сыграл в свое время директор Георгиевской школы Марков Рафаил Михайлович. Это был опытный педагог, умный, добрый, внимательный, преданный своему делу. Именно он помог ей в начале педагогической деятельности и, благодаря ему, бабушка многого добилась в работе.
За успешную творческую работу по обучению и воспитанию учащихся в 1984 году она была удостоена Почетной грамоты министерства просвещения РСФСР, а в 1987 году за достигнутые успехи в работе по обучению и воспитанию учащихся награждена значком "Отличник народного просвещения".
В школе есть радость и горечь, взлеты и падения, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, бессонные ночи подготовки к урокам. Тому, кто не постиг тайны учительской работы, она кажется будничной: дневники, тетради, журналы, уроки. А, по своей сути, она радостная, так как с педагогом рядом самые чистые и искренние люди – дети. Годы работы в школе многому ее научили: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе, а главное – бережнее относиться к ребятам. И если было трудно, что-то не получалось, бабушка всегда вспоминала слова песни Владимира Трошина "Учитель":
Может, будет трудно, небогато,
Буду жить, свой выбор
Не браня!
Понимаешь, ведь мои ребята –
Это продолжение меня!
Ни разу в жизни моя бабушка не пожалела о том, что стала учителем. Она очень любила свою работу, любит детей. Дети отвечают ей благодарностью. Выпускники часто заходили в школу, чтобы поговорить, рассказать об успехах. По стопам бабушки пошла и моя мама, вот уже 19 лет она работает в школе, учит детей правильной и красивой речи. А значит, говорит бабушка, я не зря на Земле этой грешной живу…