Многие потребители считают, что до тех пор, пока они не оплатили товар и не получили чек, то есть не стали собственниками товара, они не несут ответственность за повреждение или гибель этого товара.
На самом деле это не так. В каждом конкретном случае многое зависит от нюансов, которые могут трактоваться как в пользу покупателя, так и в пользу магазина.
Например, если вы взяли бутылку в руки и не удержали ее, то в этом полностью ваша вина и придется за нее заплатить. Однако же если вы поскользнулись на мокром полу и свалили витрину, если разбили товар, пробиваясь через наваленные в проходе между витрин коробки, в этом полностью вина магазина, и вы имеете право не оплачивать испорченный товар.
Виновен покупатель, и в этих случаях вы причинили магазину ущерб по своей вине и обязаны его возместить в полном объеме:
- если вы взяли в руки товар, и по неосторожности выронили его и разбили;
- если к порче товара привело ваше "неестественное" поведение в торговом зале (бег, драки, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и т.п.);
- если вы намеренно разбили тот или иной товар (например, взяли в руки бутылку дорого виски и со всего размаху кинули бутылку в стену).
Виновен магазин, и в этих случаях вина полностью лежит на магазине и никто не вправе требовать с вас возмещения ущерба:
- если в торговом зале узкие проходы, которые не отвечают нормам, или же эти проходы заставлены коробками, "горками" из товара;
- если товар расположен на стеллаже неустойчиво, и взяв одну банку, вы разрушили "всю конструкцию";
- если в магазине мокрый пол, и вы испортили товар поскользнувшись;
- если товар разбился, упав с ленты на кассе.
Если же администрация магазина будет требовать от вас оплатить испорченный товар, который был испорчен не по вашей вине, требуйте жалобную книгу и оставляйте в ней запись о случившемся. Администрацией магазина должен быть составлен акт о порче товара, в котором обязательно напишите свои доводы по этому поводу, например, что в проходе был мокрый пол или его ширина не соответствует нормам. Заручитесь поддержкой как минимум двух свидетелей случившегося (это могут быть как ваши родственники и друзья, так и другие покупатели магазина). Если ни одна из сторон не хочет признавать свою вину за разбитый товар, в таком случае вина должна быть доказана в судебном порядке.
При наличии вины покупателя администрация магазина вправе потребовать у гражданина возмещения ущерба на месте. Если покупатель против выплаты компенсации, то дело передается в суд.