Без радости нет школы – это мое глубокое убеждение. Учителю надо заразиться неподдельной радостью. Радоваться работой, радоваться жизнью самой. Жизнерадостный учитель обязательно создаст ситуацию успеха на уроке, дети получат глубокие фундаментальные знания. Я убеждена, в этом смысл педагогического ремесла.
Отточить это ремесло, конечно, поможет завуч школы или, как сейчас принято называть, заместитель директора по учебной работе. В своем успехе педагогической деятельности в начале профессионального пути я обязана первому завучу Мурзинской средней школы Ларисе Викторовне Лукиной (Пудовой). Более преданного своему делу, самоотверженного, готового всегда помочь, подсказать завуча я больше не знала.
Первые два года работы... Первые трудности я преодолевала именно благодаря этой умнейшей женщине, педагогу с большой буквы. Навыки и умения тоже получила в большей степени с ее помощью. В то время педагогический коллектив Мурзинской средней школы на 80% состоял из молодых кадров.
Вспоминаются слова Ларисы Викторовны: "Мурзинская школа будет самой лучшей школой в районе". Хорошее заявление для нас, молодых, еще "зеленых" учителей. В смысл "самой лучшей" она вкладывала результаты учеников. "Работайте на результат", - постоянно твердила она нам, начинающим педагогам. Каждый день она проверяла конспекты наших уроков от строчки до строчки. Пять уроков - пять конспектов. Она практически жила в школе. И нам хотелось за ней тянуться, ни в коем случае не подвести. Ее требования всегда считала справедливыми. "Ведь мне потом работать с детьми всю жизнь", - думала я про себя. И каждый свой свободный урок просилась поприсутствовать у нее русском языке и литературе. Все уроки Ларисы Викторовны были открытыми. Методикой проведения она владела блестяще. И от урока к уроку я училась у завуча, педагога Лукиной.
Через какое-то время в системе образования произошли изменения, и ученики стали сдавать экзамены по выбору. Выпускник 11 класса Сергей Ромашов изъявил желание сдавать историю России. Мы начали серьезную подготовку ученика к испытанию. Раз в месяц контролировать меня приезжал методист РОНО Нина Алексеевна Власова. Она кропотливо разбирала уроки по "косточкам" в присутствии, конечно, Ларисы Викторовны. Какую мощную поддержку, защиту я получила от моего наставника в тот непростой период! Про таких людей говорят: "как за каменной стеной", "человек с большим сердцем". За тот кредит доверия я ей очень благодарна и по сей день.
"Это мой учитель - в обиду не дам никому. Во всех непростых ситуациях Лариса Викторовна Пудова была на стороне учителя. А ведь с нее специалисты РОНО тоже спрашивали, как работает каждый молодой начинающий учитель. Ее ответ всегда был однозначен: "Все хорошо. Все нормально. Работает. Старается", - не раз приходилось слышать, как она отчитывается по телефону перед Галиной Андреевной Раевой. И тут все было понятно, она болела за нас душой, всегда переживала за наш успех. За этим стоял огромный труд завуча школы.
Методические семинары, открытые уроки, творческие отчеты, совещания директоров района, а школ тогда было 14, внеклассная работа - всё под ее чутким руководством. И весь этот невероятный труд она выполняла с радостью. А мы видели это и сами "загорались".
Волею случая, и я, и Лариса Викторовна не столь долго проработали в Мурзинской школе. Она уехала на север, в Норильске руководила большой современной школой и заслужила звание Почетного работника общего образования РФ, а я перевелась работать в Кореневскую основную школу. Но те наставнические советы я усвоила на всю жизнь. Недавно "встретившись" на просторах интернета, мы долго вспоминали то счастливое время, благодарили друг друга за совместную работу, общение и пообещали никогда больше не терять связь.
А Мурзинская школа в настоящее время считается лучшей в нашем округе, показывает высокие результаты в учебной и воспитательной работе, чему мы очень рады. Как приятно, что мечты Ларисы Викторовны 30-летней давности оказались реальностью, а слова - пророческими.
Подготовила Надежда Безверхнева
Фото автора