Есть профессия, где не должно быть случайных людей, ее выбирают по зову сердца, по велению самой души.
И однажды выбрав, остаются верны раз и навсегда. Если вы еще не догадались о какой профессии идет речь - то это учитель начальных классов.
Начальная школа - фундамент будущих знаний. Именно здесь ребенок в первую очередь учится учиться. И если этот этап образовательного процесса не сформировать правильно, надежно, то в дальнейшем пока еще маленькому человеку будет очень трудно идти. В наш век космических скоростей, быстро меняющегося ритма жизни, реформирования образования есть вечные ценности - уметь красиво и грамотно писать, быстро и с пониманием читать текст, точно устно считать. Это и есть основа начального звена - первой образовательной ступени. Сколько же нужно любви, терпения, старания, чтобы 25-30 ребят в течении 4-х лет учились это делать хорошо, доводили полученные навыки до автоматизма. И учитель на протяжении этого времени строит фундамент будущего здания, не зная устали, не жалея сил и времени. Этот человек должен быть поистине волшебником.
С Антониной Григорьевной Сосниной мы знакомы очень давно, со времен моего ученичества. Тогда я училась в 9-м классе, а она была старшей вожатой школы. Потом она являлась моим наставником, работая методистом в отделе образования. Поступив на работу в Сокольскую школу мы стали коллегами. Очень хочу вам рассказать об этом удивительном человеке, замечательном учителе с большой буквы.
Родилась Тоня в маленькой деревеньке Выделка, в многодетной семье. Близлежащая школа была за пять километров в Валах. Антонина Григорьевна вспоминает: “Два раза в день мы легко преодолевали этот путь. В редкие минуты отдыха самой любимой игрой была игра в школу. Дети учили детей. Закончив с отличием основную школу поехала учиться в Ивановское педагогическое училище. А когда пришло время выбирать профессию - не сомневаясь отдала предпочтение специализации “учитель начальных классов”.
Получив диплом, в 1982 году Антонина начала работать старшей вожатой в Сокольской средней школе, заочно поступив учиться в Шуйский пединститут. Будучи вожатой, она уже проявляла свои незаурядные педагогические способности. Вся организация воспитательной работы школы лежала на ее хрупких, но сильных плечах. А наставниками были Валентина Дмитриевна Олешко и Ирина Эдуардовна Мухина. Антонина Григорьевна была организатором и вдохновителем трудовых дел. По ее словам, трудовое воспитание было одним из главных направлений работы. Всевозможные десанты: сбор макулатуры, металлолома, уборка урожая в колхозах и совхозах, тимуровская работа. Уборка снега вокруг школы - все это выполнялось руками школьников. А сколько воспитательных мероприятий! Развлекали и веселили дети себя тоже сами. Не было в то время развивающих платных комнат, развлекательных центров. Вместе со старшей вожатой составляли сценарии вечеров, устраивали школьные праздники, дискотеки.
Органы ученического управления - тоже ее забота. В тот период в школе не было ни администраторов здания, ни охранников, ни гардеробщиков. Все контролировали дети осуществляя дежурство. Ответственность за сохранность школьного имущества тоже воспитывалась с раннего детства. Со всей этой работой отлично справлялась старшая вожатая.
В 1985 году Антонина Григорьевна приступила к работе учителем начальных классов на базе детского сада №5. Своим наставником, советчиком она называет Тамару Ивановну Казанцеву - опытного педагога, ныне уже ветерана педагогического труда. Эта работа захватила Антонину Соснину с головой. Постоянный поиск новых форм, педагогических технологий, приемов, методов. Только вперед и ни шагу назад. Она одна из первых защитила высшую квалификационную категорию в районе.
Педагогический стаж Антонины Григорьевны составляет более 40 лет. Из года в год, изо дня в день она спешит к своим “птенчикам”. Набирая первый класс, педагог кропотливо работает с каждым учеником. "Учить всех и каждого!" - вот девиз ее работы. Поэтому ребята на выпуске из начальной школы отличаются воспитанностью, дисциплинированностью, они приучены быть внимательными, усидчивыми, самостоятельными, обладают очень высокой работоспособностью, прочными знаниями. Те требования, которые предъявляла к ним учительница начального звена оправданы в старших классах. Педагогам среднего звена легко и комфортно работать в таком детском коллективе. Школьники впитывают знания, успешно учатся. И за это они благодарны "второй маме".
До самого выпуска из школы Антонина Григорьевна интересуется успехами своих учеников, их достижениями. И не случайно потом эти ребята, став взрослыми, приводят к ней своих детей. За годы работы много благодарных учеников сказали ей "Спасибо!", когда поступали в учебные заведения. А это уже долгосрочный результат.
Сейчас Антонина Григорьевна Соснина является наставником молодых педагогов, которые приходят к ней за советом, поддержкой и просто поговорить по душам. В личной жизни она счастливая жена, любимая мама двух уже взрослых дочерей Марины и Светланы, заботливая бабушка внучки Катюши. Дочки выросли, выучились и уехали в Нижний Новгород и Москву, где живут и работают.
А.Г. Сосниной пройден большой жизненный и педагогический путь. Я считаю, что она является одним из лучших педагогов района, области, даже страны. Имеет всевозможные награды от администрации Сокольского района, министерства образования Нижегородской области, награждена Грамотой Министерства образования РФ. В Год педагога и наставника, уважаемая Антонина Григорьевна, примите самые искренние поздравления и пожелания счастья, здоровья, неиссякаемой любви родных и близких. Спасибо Вам за ратный добросовестный труд на благо подрастающего поколения, за личный вклад в развитие образования, просвещения, воспитания юных сокольчан!
Надежда БЕЗВЕРХНЕВА
Фото предоставлено А.Г. Сосниной