Методика каждого урока индивидуальна. Его величество Урок нельзя повторить ни во времени, ни в пространстве, его нельзя потрогать руками. Сорок пять минут прошло, и ничего нельзя вернуть. И так всегда, изо дня в день, из года в год учитель ваяет, как скульптор, свои уроки.
Цели и задачи - главное в уроке. Чему учить и как? Вот в чем вопрос. Кто же проконтролирует этот процесс, наставит, поможет, укажет на плюсы и минусы. Ведь дело это - учить детей разным наукам, непростое и крайне ответственное. Учитель остается в душе ребенка на всю оставшуюся жизнь. И те знания, которые пока еще маленький человек приобрел, обязательно пригодятся ему в жизни.
Нина Федоровна Чумакова - коренная уроженка Сокольской земли. "Где родился, там и пригодился!", - так говорят про таких в народе. А как же все начиналось? Кто вел по жизни эту замечательную учительницу?
Ключевую роль в судьбе Нины Федоровны сыграли ее наставники. По доброму совету близкой родственницы, педагога начальных классов Каргинской школы - Надежды Михайловны Лагуновой Нина Федоровна поступила на работу в Кореневскую школу, директором которой была Серафима Макаровна Никерова, учитель русского языка и литературы. Она разглядела в молодой девушке педагогический дар и взяла ее под свое крыло. И не ошиблась. Ни разу не подвела Нина Федоровна своего наставника. Серафима Макаровна была поистине образцом для подражания как учителя, так и человека. Педагогический коллектив школы под ее руководством был очень сплоченным, как монолит. Много хорошего мне приходилось слышать о мудром и умном руководителе школы.
Н. Чумакова впоследствии стала завучем школы, как я ещё называю эту должность, "учителем учителей". Осваивала все педагогические новинки, затем щедро делилась ими с нами. Все инструкции, распоряжения, приказы РОО выполнялись неукоснительно и в срок. Она была постоянным участником педагогических конференций, где обобщался педагогический опыт коллектива, который Н.Ф. Чумакова тщательно изучала, анализировала.
Работая учителем, всегда руководствовалась принципом "не навреди, не порань еще такую чистую душу человека". Помогала мне отточить педагогическое мастерство, методически правильно выстраивать уроки. Завуч Кореневской основной школы Чумакова Нина Федоровна являлась "корифеем" методики урока - именно так я бы ее назвала. Мне было очень радостно, когда она присутствовала в классе, садилась на заднюю парту и мечтательно смотрела в окно. Не забывала записывать в тетрадь по ходу урока. Ее плюсы и минусы в таблице дорогого стоят. После она ждала меня в учительской для подробного анализа урока. Под рукой и у меня, и у нее лежала схема, по которой мы неторопливо обсуждали каждый этап до мелочей. И всегда очень корректно, без порицания, осуждения, подбадривая, с улыбкой, в течение долгого времени мы, сидя напротив друг друга, говорили о том, что получилось, что было хорошего, а в конце разбирали недочеты, над которыми надо работать. После этого я летела домой, как на крыльях. "Получилось! Получилось!", - думала я об уроке, на котором присутствовала Нина Федоровна.
Она давала очень много открытых уроков русского языка и литературы, блестяще владела методикой. И всегда достигала поставленных целей, чему и нас учила. Каждые каникулы устраивала методические семинары, к которым учителя готовили доклады, делились с коллегами методической копилкой. Я бы назвала Кореневскую школу "мастерской" знаний. Наши ребята выходили из нее с багажом прочных знаний. Поступая в учебные заведения, обучающиеся подтверждали это. Нина Федоровна много уделяла внимания оцениванию знаний. "Оценка всегда должна быть обоснованной, соответствующей критериям, заложенными государственными стандартами", - твердила она педагогам.
Кореневская школа была одной из лучших в районе по всем направлениям. Под чутким руководством завуча педагоги были в авангарде учебной и воспитательной работы. Сокольский район отличался и в области, тогда Ивановской. Наших ребят охотно принимали в учебные заведения среднего и высшего образования.
Завершился Год педагога и наставника. На страницах нашей любимой газеты мне посчастливилось рассказать о богатейшем педагогическом опыте Чумаковой Нины Федоровны. Я буду очень рада и счастлива, если кто-то из ныне живущих и работающих возьмет на заметку её бесценный опыт и педагогический дар, оставленный нам в наследство. Ведь без прошлого нет настоящего, значит, и будущего. В эпоху модернизации образования, высоких технологий, захвативших нас с головой - слово доброго и умного Учителя не заменит никто. Огромная благодарность и почтение вам, дорогая Нина Федоровна, от всех нас, кому вы служили верой и правдой.