Свои первые научные открытия продемонстрировали учащиеся начальных классов городских и районных школ г.Кемь на состоявшемся 15 февраля на базе школы №1 необыкновенном фестивале для младших школьников – районном фестивале исследовательских и творческих работ "Мои первые открытия". Организатором фестиваля является Кемский организационно-методический центр. Необыкновенным он был потому, что на этом мероприятии не было состязаний за места и баллы, как в обычных конкурсах. Здесь юные исследователи делились своими первыми научными открытиями, а для некоторых из них этот конкурс – очередной этап в их исследовательской деятельности. Восемь совершенно разных, весьма актуальных и безмерно интересных исследовательских работ о наиболее простых и эффективных способах запоминания правил русского языка, влиянии погодных условий на урожай картофеля, законах полета воздушного змея, истории создания фантиков, происхождении одного из элементов народного костюма – лакомника, родственных связях музыки и математики, а также о судьбе конкретного человека в истории страны были представлены жюри. Лучшие из работ отправятся на республиканский конкурс "Теперь я это знаю!" и республиканский конкурс "Мои первые открытия".
Открыли мероприятие исследовательские работы, посвященные филологии. Своими первыми открытиями в этой области наук поделилась Анастасия Ананьина, учащаяся 4а класса Рабочеостровской школы. Она рассказала, как нужно говорить правильно, ставить ударение в словах, ведь каждый хотя бы раз в жизни сомневался, как правильно ставить ударение: тОрты или тортЫ, бАнты или бантЫ, звОнит или звонИт. Работая над проектом по русскому языку, Настя узнала, что правильно нужно говорить не тортЫ, а тОрты, которые она так любит, а также обратила внимание, что некоторые ее одноклассники неправильно произносят слова. Причем неграмотную речь она слышала не только от своих сверстников, но и от взрослых. Красивая правильная речь – визитная карточка каждого человека. Поэтому Настя решила посвятить свое исследование "Давайте говорить правильно" культуре речи. Она рассмотрела состав разных слов, составила тест-опрос с заданиями для учащихся 4, 9, 11 классов и их родителей. В итоге большее количество ошибок совершили родители, а наименьшее – учащиеся 11 класса. Вместе с учителем она подготовила плакат на тему правильного ударения в словах и памятку "Давайте говорить правильно". А в конце своего выступленияНастя поделилась со всеми вкусным тОртом, а не тортОм.
Всем известно еще из школьной программы, что в русском языке есть "непослушные" слова. Непослушными он называются потому, что не слушаются ни одного правила русского языка и зачастую вызывают трудности написания не только у детей, но и у взрослых. Юлиана Хлебнова, ученица 4б класса Рабочеостровской школы, провела исследовательскую работу и нашла простые и эффективные приемы запоминания этих слов. "Оказывается, что с помощью рисунка, слова-подсказки или мини-сказки можно "оживить непроверяемую букву, придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось" - так, по мнению Юлианы, устанавливаются связи-ассоциации между словом и его образом. В ходе работы она провела практическое исследование в двух 4 классах. Из словаря учебника 4 класса выбрала группу словарных слов. Группа 4а класса в течение недели запоминали эти слова простым заучиванием, а ребята из 4б класса эти же слова запоминали методом ассоциаций. Итогом исследования стало то, что методом ассоциаций слова запоминаются лучше, более прочно и надолго. Творческим продуктом исследовательской работы Юлианы Хлебновой стала книжка "Помогайка", где она разместила работы своих одноклассников.
Удивили всех присутствующих на мероприятии юные исследователи из Кривопорожской школы – Максим Пожарский, Ксения Роша и Лада Федорова, которые умеют творить уникальные шедевры из…конфетных фантиков. Ребята представили свое исследование "Только конфеты так дивно одеты", в котором рассказали историю появления фантика, его использование в повседневной жизни и как определить характер человека по сложенному фантику. За 2,5 года им удалось собрать огромное количество этой блестящей бумаги, чтобы сделать большую гусеницу. Ее длина составляет 5м 80см. Сейчас их коллекция составляет 5300 фантиков. Это приблизительно 60 кг съеденных конфет! Для лучшего запоминания правильного написания слов ребята вместе с руководителями исследовательской работы сделали лепбук с заданиями для русского языка. В каждом конверте лепбука фантики, которые нужно распределить по орфограммам, родам и числам. Их одноклассникам понравилось выполнять такие задания. Также юные мастера разработали макет фантика орфографической конфеты, а также шоколадки или конфеты к 100-летию нашей республики и отправили его на сайт известной кондитерской фабрики.
Историю старинного женского аксессуара – "лакомника" и традицию русского национального искусства – вышивке, а также об удивительном шве "роспись" рассказали Диана Мячина и Мария Куликаева, ученицы 4б класса. Интерес к этой теме исследования у них появился после посещения фольклорного праздника в г. Кемь. На женских поморских костюмах были очень красивые небольшие сумочки. Оформлены они были по-разному. Тогда девчонкам захотелось выяснить их название, для чего они предназначены, а еще попробовать сшить такие изделия. Они узнали, что "лакомники" имеют давнюю историю. В старину на одежде не было карманов, их заменяли специальные сумочки – "лакомники". Носили их как мужчины, так и женщины. У поморок было два вида таких карманов – праздничные и повседневные. В повседневных девушки-поморки носили сладости: чтобы угоститься самой и одарить сладким детей и подруг, а праздничный старались сделать для себя особенно нарядным – украшали вышивкой, цветным шелком, бисером, цветными пуговками и клали в него зеркальце, гребень, платочек. Мужчины же в карманах – "лакомниках" хранили деньги, различную важную и нужную мелочь. Такую сумочку, чаще всего сшитую из плотной ткани или кожи, носили на шее или привязывали к поясу. Начиная шить сумочки, Мария с Дианой опасались, что не справятся. Были мысли сделать что-то простое, например, вышивку. Она-то и оказалась самой трудной: не раз они распускали узор, путались в рисунке. Но все-таки справились и сделали красивую вышитую сумочку, которую с гордостью показывают всем своим подружкам. Свои "лакомники" они продемонстрируют 18 марта на концерте в поселковом клубе, исполняя народный хоровод "Уж ты прялица, кокорица моя".
А вот Елизавета Носкова из 3в в свои юные года постигает азы аграрного дела. Каждое лето всем семейством они сажают картофель. В 2016 году, посадив 15 ведер картошки, выкопали 66 ведер, а в необычно холодном июне 2017 года, отправив на посадку те же 15 ведер, семья Носковых выкопала уже 80 ведер! Тому, как получить богатый урожай картофеля, Лиза и решила посвятить свое исследование "Влияние погодных условий июня 2017 года на урожай картофеля". Она провела эксперимент, где сравнивала всходы картофеля в разные годы и в разных погодных условиях, используя свои наблюдения и наблюдения своей бабушки, рассмотрела и изучила фазы роста картофеля и пришла к выводу, что всходы в 2016 и 2017 годы были неравномерные. В итоге, получив высокий урожай картофеля в 2017 году, гипотеза о том, что холодные погодные условия, постоянные дожди повлияют на урожай картофеля, и он окажется ниже прошлогоднего, не подтвердилась. Возможно, низкая температура воздуха и почвы холодного лета 2017 года сказались на развитии клубней и высокой урожайности картофеля – сделала вывод Елизавета.
Юный физик Владислав Векшин, учащийся 3в класса, представил исследовательскую работу "Небесные волны стремись оседлать! Небесного змея учу я летать!", в которой рассказал о своих попытках создать это воздушное чудо техники. Любимое занятие Владислава – чтение познавательной литературы. В одной из книг он нашел чертежи изготовления воздушного змея, прочитал историю его создания и решил попробовать создать его самостоятельно. Но с первого раза сделать у него не получилось – не хватило достаточных знаний из области физики. В следующий раз он обратился к учителю физики В.П.Морозовой, которая объяснила ему технологию изготовления воздушного змея. Владислав провел несколько опытов, после чего обратился за консультацией к учителю ОБЖ Н.Ярынчак, а затем попробовал вновь запустить змея. На это раз у него все получилось!
А вы знаете, что, зная нотную грамоту, можно изучать математику? В этом убеждена учащаяся 4а класса Екатерина Яковлевна, которая представила свой исследовательский проект "Две родные сестры: музыка и математика". Екатерина из музыкальной семьи. Ее мама – преподаватель по классу скрипки в Детской школе искусств, папа увлекается игрой на гитаре, сестра играет на скрипке, а она сама учится играть на фортепиано. Дома Катя часто слышала, что музыка и математика словно сестры, они склонны помогать друг другу. И она решила раскрыть эту связь между науками – как математика может помочь при изучении музыкой и наоборот.
Историей своей семьи в контексте истории страны поделился Даниил Фомин, учащийся Рабочеостровской школы. В своем исследовании "Две судьбы в истории моей страны" он рассказал две истории жизни своего дедушки и прадедушки в цепи исторических событий, их боевом пути. Даниил провел опрос среди своих родственников, изучил архивные материалы, фотографии и материалы из Интернет-ресурсов и узнал, что жизни его прадеда и деда показали, как события страны крепко связаны с жизнью отдельных людей. Его семья по крупицам собирает данные о жизни трагически погибшего прадедушки – Ивана Сергеевича Фомина, и не теряет надежды найти в Кеми место его захоронения. Даниил с мамой создали альбом, в котором бережно хранятся ордена и юбилейные медали его деда Владимира Ивановича Фомина и каждый год 9 мая участвует в шествии "Бессмертный полк", посвященном памяти участников, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, работников тыла и, конечно, ветеранов.
По результатам фестиваля, лучшими признаны творческие проекты группы учащихся Кривопорожской школы (Максим Пожарский, Ксения Роша и Лада Федорова) и Рабочеостровской школы (Диана Мячина и Мария Куликаева), школы №1 (Елизаветы Носковой и Владислава Векшина) и школы №3 (Екатерина Яковлева). Эти работы рекомендованы на участие в республиканском фестивале "Мои первые открытия".
Анастасии Ананьиной и Юлиане Хлебновой из Рабочеостровска предложено направить свои работы на республиканский конкурс "Теперь я это знаю!" Их однокласснику – Даниилу Фомину, жюри пожелало продолжить изучение богатых судеб своих предков с доказательством их связи с историей страны и пополнить результатами своих исследований фонд краеведческого музея "Поморье".