Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Информационная общественно - политическая газета Бурейского района Амурской области

676720, Амурская область, Бурейский район, п. Новобурейский, ул. Советская, д.70.
телефон: +7 (41634) 21-2-43
e-mail: burtimes@mail.ru

Загадочный утес Шеваки

Меня всегда интересовали старинные книги, особенно, если они рассказывают об истории малой родины. Как это интересно - узнавать, что происходило более века назад!

. .

Случайно листая книгу Г.Е. Грум-Гржимайло "Описание Амурской области", изданную в далеком 1894 году, я наткнулся на заинтересовавший меня абзац: "Между Монмалту (я уже знал, что так раньше называлась р. Мальмальта) и Монмалтуканом (р. Светлая), его правым притоком, на гребне хребта, находится высокий утес Шеваки, имеющий вид высокого круглого купола. Манегры считают его священным и совершают здесь свои молитвы и жертвоприношения".

Заметка в целом небольшая. Дополнительную информацию о реке Мальмальта можно найти в "Географическо-статистическом словаре Амурской и Приморской областей ….", изданном в том же 1894 году преподавателем Благовещенской мужской гимназии Александром Кирилловым. "Монмальту - речка Амурской области, имеет исток в Туранском хребте, течет сначала с северо-запада на юго-восток, а потом поворачивает под прямым углом, к востоку и впадает справа в Бурею, верстах в 50 ниже устья Тырмы. Длина течения до 65-70 верст. Берега её гористы и покрыты лесом, в котором водится много зверей, привлекающих сюда тунгусов для охоты. Самый значительный приток Монмальту - Монмальтукан".

Два приведенных абзаца, хоть и представляют собой компиляцию из более ранних литературных источников, дают повод для размышлений. Как же выглядело место молитв эвенков, где оно находилось?

Долгое время не получалось найти первоисточник сведений о Мальмальте и утесе Шеваки. Чтобы распутать клубок загадок, нужно было нащупать ниточку и, постепенно, шаг за шагом, идти дальше по фактам. Вначале получилось определиться с названием реки. В "Топонимическом словаре Амурской области" А.В. Мельникова слово Мальмальта переводится с эвенкского, как "мали" - неудачная охота, "малты" - бьющий снег ногою олень. Получается - неудачная охота на бойкого оленя. Такое название подтверждает, что в бассейне реки располагались охотничьи угодья эвенков. Впрочем, к названиям нужно относиться с оглядкой. В 1903 году маршрутно-описная партия Амурского водного управления составила план, на котором река называется уже Мальмата. Зато правый приток Светлая носит название Мокша-Удкан!

Другой исследователь Ф.Б. Шмидт, сплавлявшийся по Бурее в 1862 году, встретил в устье Мальмальты семейство тунгусов-христьян, приписанных в Удском и уже много лет посещающих это место, где они занимаются охотой. Семейство жило в летних палатках и имело несколько небольших лодок, сделанных из бересты. Принадлежащие им олени находились далее на севере. К тунгусам приезжали китайские чиновники, которые хотели заставить их платить подать или же оставить это место. В последнее время китайские чиновники больше не появлялись. Тунгусы угостили русского путешественника свежей олениной и рыбой. Шмидт называет реку Малмалты. Причина разного названия реки - неверная транскрипция с эвенкского языка.

Вот поэтому важно было найти первоисточник информации о реке Мальмальта и утесе Шеваки. Нашелся он в "Трудах Сибирской экспедиции императорского Русского географического общества", изданных в 1864 году. В них приводится описание маршрута поручика Усольцева, который 15 июля 1858 года отправился в путешествие вверх по долине Буреи. Ему удалось найти тунгуса - манегра, который был знаком с Буреей и ее притоками. Тунгус сообщил, что на расстоянии 14 дней пути от устья впадает справа в Бурею большая река, при устье которой находится высокая гора. На ее вершине вырублены из камней идолы, на этом месте собираются все охотники на соболей для исполнения религиозных обрядов. Поэтому и само место называется Шеваки - место молитвы, или дом молитвы. В этом месте (манегры - китайские подданные) сходятся с русскими тунгусами - орочонами, живущими по ту сторону Яблонных (так по тексту, в названии допущена ошибка) гор. Орочоны со своими оленями не могут кочевать далее на юг, по причине недостатка корма. Некоторые из них доходят, впрочем, до устья Буреи на амарочах - небольших березовых челноках. Еще далее вверх по реке, в 25 днях пути, Бурея разделяется на две главные верховые реки. Вблизи этого разделения, на скале, находится китайская надпись, служившая пограничным знаком между нашими и китайскими тунгусами.

Арсений Федорович Усольцев посетил Шеваки и описал его как высокий голый утес на вершине горы. Он не приводит описания идолов, из чего можно сделать выводы, что их не было. Да и какими орудиями могли обработать камни кочевые охотники? Вероятнее всего, эвенки поклонялись камням, имеющим причудливую форму. Те края изобилуют удивительными по конфигурации и красоте скалами-останцами.

В бассейне Мальмальты мне встретились три дерева кедра корейского с шишками в кронах. Диаметр на высоте груди самого крупного дерева достигал 50 см, два других были значительно меньше: 26 и 22 см. Согласно справочным данным, при таком диаметре возраст самого большого кедра корейского превышает 200 лет. Распространение сосны кедровой корейской происходит орешками, которые переносят птицы на расстояние до 2 км. Граница ареала кедра проходит по левобережью Буреи на гораздо большем расстоянии - несколько десятков километров! Исходя из исторических фактов, можно сделать предположение о том, что кедр на Мальмальте появился из семян, оброненных охотниками-эвенками.

Очень хочется найти этот утес Шеваки и внимательно его исследовать. Идолов мы вряд ли найдем, зато существует вероятность встретить какие-нибудь наскальные рисунки, о которых ничего неизвестно.

Прецеденты такие возможны. Совсем недавно, в 2004 году неподалеку от Талакана был обнаружен петроглиф в виде креста, вписанного в полуокружность. Петроглиф создан в технике желобочной выбивки на гранитном валуне, находящемся почти на вершине сопки. Есть предположение, что рисунок обозначал границы родовых охотничьих владений эвенков-бираров.

Внимательно изучив картографические материалы, я не нашел скалы-останца в районе впадения реки Светлая в Мальмальту. Ближайшая скала находится в пяти километрах от этого места в бассейне реки Белой - притоке Светлой. В тех местах встречается много других утесов. Который из них Шеваки - неизвестно, необходимо детальное обследование в бесснежный период. Кстати, к отчету Ф.Б. Шмидта, опубликованному в 1868 году, прилагается карта, на которой нанесен маршрут капитана (так написано на карте, вероятно поручика повысили в звании) Усольцева. Маршрут проходил в нескольких километрах выше устья Светлой и уходил как раз на реку Белая. Карта дает повод для размышлений.

Попасть в бассейн Мальмальты летом сложно, местность там заболоченная и удаленная от населенных пунктов. Существует два варианта туда добраться. Можно использовать вездеход, хотя это дорогое удовольствие. Более экономичный вариант - в конце лета, когда Бурейское водохранилище максимально заполнено, подняться на катере максимально вверх по Мальмальте, а дальше идти пешком. Эти места ждут своих исследователей!

Автор: Евгений Волков

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 507

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика