Символично, что первый день работы экспозиции приурочен к исторической дате создания Забайкальского фронта – 15 сентября 1941 года.
"Хочу напомнить, что Забайкальский край во время Второй мировой войны, Великой Отечественной войны выполнял свою особую роль. Начиная с 1939 года, Забайкальский край уже участвовал в будущей тяжелейшей войне. Начиналось это с первых залпов на Халхин-Голе, когда мы столкнулись с милитаристской Японией и должны были защитить и нашу Родину, и Монгольскую Республику от посягательств японских милитаристов. После этого, в течение Великой Отечественной войны Забайкальский край формировал части, которые отправлялись на самые тяжёлые сражения и участки фронта войны. Весь Забайкальский край представлял собой огромный госпиталь и производство по обеспечению фронта. Более 70 тысяч забайкальцев не вернулись с фронтов войны. Последние выстрелы Второй мировой войны прозвучали во время проведения Маньчжурской наступательной операции, основной удар которой наносился с территории Забайкальского края", - сказал в видеообращении на открытии экспозиции губернатор Забайкалья Александр Осипов.
Основные экспонаты подготовлены сотрудниками Забайкальского государственного краеведческого музея при участии историков, краеведов и представителей министерства культуры региона. Причём на выставке представлены не только военные подвиги забайкальцев, но и труд тех, кто ковал победу в тылу, среди них и рабочие Сретенского судостроительного завода.
"В фондах Кокуйского краеведческого музея хранится огромное количество документов, фотографий, предметов, связанных с историей нашего завода. Для участия в масштабном московском проекте мы отобрали лишь малую часть экспонатов, два из которых являются поистине уникальными – это ручные меха и заклёпы", - отметил главный хранитель музея Евгений Вологдин.
По словам земляков, присутствующих на открытии читинской выставки, экспонаты, представленные на стенде "Сретенская судоверфь" оказались в центре внимания публики и вызвали много вопросов. Исторические же факты таковы, что до 1942 года при строительстве судов на Сретенском заводе все металлические детали крепились между собой заклёпами, что и по сегодняшним меркам является самым надёжным и долговечным соединением.
Старожилы рассказывают, что рабочая бригада состояла из трёх человек – нагревальщик, подавальщик и клёпальщик.
"Только представьте себе, как работали эти бригады, - рассказывает Евгений Вологдин, - В тесных помещениях трюма, подволока или других кают боевых рубок трудились три человека. Нагревальщик держал резервуар с горящими углями, в котором до белого каления разогревал заклёпы. Подавальщик и клёпальщик вставляли заклёпы в просверленные отверстия, а затем сильными ударами кувалды и молоточков расклёпывали их.
Стоит отметить, что заклёпы имели толщину порядка 20 миллиметров. Работу у бригады принимал мастер, он ударял контрольным молоточком по заклёпе и если она болталась заставлял срубать их ручными зубилами и клепать заново. От постоянного грохота, шума и звона металла рабочие бригады повсеместно имели профессиональное заболевание – глухоту, а потому в народе их называли глухарями.
В условиях военного времени рабочие Сретенского судостроительного завода жили под девизом "Всё для фронта – всё для Победы". Трудились на износ, питались впроголодь и строили речные и морские суда. В их числе корабли для Краснознаменной Амурской речной флотилии. Даже часть судов гражданского назначения, построенных заводом в довоенные годы, была переоборудована в канонерские лодки и принимала активное участие в боевых действиях в войне с Японией.
В рамках международного проекта "Территория Победы" москвичи и гости столицы в течение сорока дней смогут посетить музей Победы и открыть для себя новые страницы истории, которая писалась забайкальцами в сороковые, роковые, свинцовые, пороховые годы.
Проект осуществляется благодаря поддержке губернатора Забайкальского края Александра Осипова, который одобрил инициативу ветеранов Забайкалья, регионального отделения общественного совета "Историческая память", возглавляемого главой Читы Евгением Яриловым, и регионального отделения партии "Единая Россия" при поддержке Фонда развития Забайкальского края.
Справочно: Трюм — пространство в корпусе судна между днищем (или вторым дном) и вышележащей палубой (или платформой). Подволока - нижняя сторона палубной настилки у судов.