Эти слова стали эпиграфом к фотовыставке Евгения Халдея "К.М.Симонов в дни войны и дни мира". Выставка экспонируется в Ершовском историко-краеведческом музее, о ней газете рассказала директор музея Ольга Федотова.
Личность и творчество К. Симонова интересны людям не только старшего возраста, но и молодежи, так как его мы можем считать своим земляком, ведь четыре года с 1927 по 1931 год он жил в Саратове. Здесь он закончил семилетку, работал токарем на заводе "Универсал". В Саратове он начал писать свои произведения: поэма "Первая любовь", пьеса "Парень из нашего города". Юность этих героев проходит в Саратове. В стихотворении "Сакко и Ванцетти" он вспоминает родной город, свою школу.
Евгений Халдей и Константин Симонов познакомились в 1942 году и свою дружбу пронесли до 1979 года – последнего года жизни К. Симонова. Выставка задумана была Халдеем еще при жизни К. Симонова, но он не успел ее создать. Появилась она уже после смерти друга. Е.Халдей любил музей К.Федина, его сотрудников и передал в музей эту фотовыставку, где она хранится и экспонируется по сей день. Фотографии, представленные на выставке, поражают своей правдивостью и художественной завершенностью. Мы видим писателя "в минуты войны и в минуты мира".
Симонов говорил о себе так: "Не ищите в моих книгах иной темы. Все, что написано мной – написано о войне". И немного, наверное, у нас найдется писателей, которым довелось узнать войну так, как узнал ее Константин Симонов – с самого первого дня.
Выставка открывается первой фотографией Е. Халдея, где москвичи 22 июня слушают сообщение советского правительства о начале войны. Снимок сделан Е.Халдеем в первые часы войны. Фронтовая жизнь К. Симонова началась 24 июня 1941 года в качестве военного корреспондента в газете "Боевое знамя". Многие фотографии сопровождаются его стихами, его воспоминаниями.
Первые военные месяцы, боль от всего увиденного и пережитого. Все это отразилось в стихах К. Симонова. Его стихи "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины", посвященные военному корреспонденту, поэту и другу Алексею Суркову. Гибели близкого друга, Евгения Петрова, посвящено стихотворение "Смерть друга", друзьям военным корреспондентам - стихотворение "От Москвы до Бреста…", которое потом стало известной песней в исполнении Леонида Утесова. Особую популярность Симонову принесло стихотворение "Жди меня", опубликованное в газете "Правда" 14 января 1942 года, которое было адресовано его будущей жене, известной актрисе Валентине Серовой. Сейчас трудно себе представить, что это стихотворение не предназначалось для печати как сугубо личное. Его стихи читали в госпиталях, землянках, заучивали наизусть, посылали с фронта на фронт. Строки этого стихотворения стали известны каждому: "Жди меня, и я вернусь, только очень жди …". Потом была написана пьеса с одноименным названием, по которой поставлен фильм, где главную роль сыграла Валентина Серова. На фотографии Валентина Серова среди летчиц женского авиаполка. А вот особая фотография с оборванными краями, на которой воздушная Валентина Серова из кинофильма "Сердца четырех". Эту фотографию Симонов оставил в кармане, когда уходил вместе с бойцами в разведку, нарушив приказ командования. На выставке представлены прекрасные фотографии, на которых мы видим людей, ставших прототипами героев симоновских произведений. Это фотографии Ивана Лоскутова с сыном Евгением, ставшим прототипом Леньки из поэмы "Сын артиллериста". Сам Симонов стал прототипом военного корреспондента из романа "Живые и мертвые", роль которого в фильме сыграл любимый артист К.Симонова Кирилл Лавров. Кадры из этого фильма и других фильмов, снятых по произведениям К. Симонова, представлены на выставке. Мы видим Симонова в кругу близких и друзей. Особое впечатление производит последняя прижизненная фотография писателя, на которой младшая дочь Александра перед уходом в институт прощается с отцом. Выставка завершается фотографией Буйнического поля под Могилевом, где Симонов когда-то обрел свою "нравственную точку опоры". Здесь и завещал развеять свой прах. У дороги огромный камень с факсимильным автографом – "Константин Симонов".
В мирное время К. Симонова часто спрашивали о том, надо ли писать о войне, если со времени окончания второй мировой войны прошло так много времени. Он отвечал так: "Да, надо! Люди, которые хотят, чтобы эта война была действительно последней, должны, думая о мире, особенно хорошо помнить уроки этой войны".