- Светлана Анатольевна, Вы впервые в должности главы администрации Ершовского муниципального района даете интервью. И у работников редакции, и у жителей нашего района накопилось много вопросов. Первый: главой города Вы проработали 4 года, районную администрацию возглавили в сентябре 2012 года, конечно, ответственности больше, но в чем принципиальная разница в работе?
- В соответствии с 131-ФЗ у нас двухуровневая система власти - районная и поселенческая. Совершенно разные полномочия. У поселений решение "житейских" вопросов. Их обязанность — дорожная деятельность в отношении дорог местного значения, обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями, организация благоустройства и озеленения, организация сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, обеспечение жителей услугами организаций культуры, организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью, развитие физической культуры и массового спорта и т.д. На территории городского поселения по каждому вопросу местного значения организована работа. Городское поселение не является дотационным, налоговые и неналоговые доходы поселения с 2009 года (31,5 млн. руб.) выросли на 166% (52,3 млн. руб.). Благодаря программно-целевому подходу использования средств и участию в областных целевых программах, удается привлекать в развитие городского поселения областные средства. Если говорить о 2013 г. привлечено на сегодняшний день более 65,0 млн. руб. - по 185-ФЗ на капитальный ремонт многоквартирных домов (2,0 млн. руб.) и на переселение граждан из аварийного жилого фонда (55,6 млн. руб.), на ремонт дворовых территорий и капитальный ремонт дорог (8,0 млн. руб.). 111,6 млн. рублей городского бюджета идут на решение вопросов местного значения поселения.
У муниципального района – к вопросам местного значения, в первую очередь, относится предоставление общедоступного и бесплатного образования (72,4 % затрат бюджета), вопросы по организации досуга и культуры, спорта (10,4%), общегосударственные вопросы (8,9%), выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений (8,3%), создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширение рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне. Задача районного уровня власти – сделать район привлекательным для инвесторов, как в АПК, так и в промышленном направлении. Для инвесторов важны в первую очередь стабильная обстановка в районе, наличие слаженной административной команды, наличие свободных участков с инфраструктурой, ресурсно-сырьевая база. Наш район на сегодняшний день всеми факторами располагает, совместно с министерством инвестиционной политики правительства Саратовской области идет активный поиск инвесторов.
Пожалуй, в этом и заключается принципиальная разница в работе. В качестве главы города – основная задача ставилась обеспечить исполнение всех запланированных мероприятий в рамках решения вопросов местного значения, в должности главы администрации района – обеспечить стабильное развитие района, опираясь на "точки роста" нашего района в отраслях экономики и социальной сферы и создавая благоприятный инвестиционный климат.
- Светлана Анатольевна, можно ли узнать более подробно, как обстоят дела в бюджетной сфере муниципального района?
- Пока существует кредиторская задолженность, простой ситуацию назвать нельзя. За последних 2 года удалось снизить в 2 раза кредиторскую задолженность с 40 млн. руб. (на 01.01.11.) до 20 млн. руб. (на 01.01.13.), в том числе 11,0 млн. руб. просроченная кредиторская задолженность с 2004 года. По итогам 2012 года доходы районного бюджета (налоговые и неналоговые) получены в сумме 139,9 млн. рублей, по состоянию на 01.04.13 года - 28,5 млн. рублей.
В структуре финансирования районного бюджета 63% идет на выплату заработной платы работников муниципальных учреждений, 12% на оплату ТЭР. На сегодняшний день удается удерживать ситуацию – по данным направлениям отсутствуют задолженности.
Предстоит напряженное исполнение утвержденного бюджета на 2013 год. В Послании Федеральному Собранию Президентом России Владимиром Путиным поставлена задача укрепления собственной налоговой базы, в 2013 году особая роль отведена работе по мобилизации имущественных налогов. Именно они являются источником формирования доходной части местных бюджетов муниципальных образований. Ведется совместная работа с налоговыми органами и органами Россреестра по выявлению объектов налогообложения, в том числе земельных участков и объектов капитального строительства, не вовлеченных в налоговый оборот. С октября 2012 года реализуются меры по сокращению расходов на содержание органов местного самоуправления, в том числе за счет сокращения числа чиновников.
- Основная нагрузка по сокращению ложится на сельские поселения?
- Нет. Считаю правильным начинать с себя. В районной администрации и структурных подразделениях проведена реорганизация, ликвидированы учреждения: централизованная бухгалтерия учреждений культуры, отдел культуры и кино, аппарат районного Собрания, произведены сокращения в финансовом управлении, управлении образования, администрации района. До 01.01.13 года подготовкой мероприятий культуры занимались одни специалисты, работой с молодежью и детьми другие, развитием физической культуры и спорта третьи. Сейчас сформирован единый отдел работоспособных, ориентированных на развитие специалистов. Произошли изменения в отделах сельского хозяйства, земельных отношений, экономики.
Основной критерий в подборе кадров – это, помимо образования и опыта работы, желание работать в администрации, не считаясь с личным временем, в ненормированном режиме рабочего времени, перспективности, для того, чтобы сделать район развитым и успешным, а не для личного благосостояния и авторитета.
С 1 января 2013 года городская администрация передала в администрацию Ершовского района для решения 22 вопроса местного значения с подкрепленным финансированием в размере 8 млн. руб., сократив штатную численность муниципальных служащих на 6 единиц. В целях оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления, упрощения процедуры решения вопросов жителей в сентябре 2013 года произойдет объединение администрации района и районного центра (городской администрации). Жителям не нужно переживать, что произойдет возврат к прошлому, что городскими проблемами перестанут заниматься – бюджет городского поселения остается обособленным и, как и сейчас, контроль над формированием и исполнением бюджета, решением вопросов местного значения будет лежать на депутатах городского поселения.
Теперь поговорим о сельских поселениях. На территории Ершовского района их 14. Самые крупные Миусское МО, в нем проживает 2265 человек, Новокраснянское МО (2093 чел.), Орловогайское МО (2057 чел.), самые малые по численности населения Чапаевское МО (1157 чел.), Марьевское МО (1078 чел.), Краснянское МО (1033 чел.), Рефлекторское МО (979 чел.) и Моховское МО – 930 человек. Собственные доходы у поселений в текущем году тоже разные от 1,8 млн. руб. в Декабристском МО до 0,44 млн. руб. в Краснянском МО. Отличается и штатная численность в администрациях поселений (от 5 до 12 человек). Для содержания органов местного самоуправления сельских поселений годовая потребность составляет в среднем 1,1 млн. руб. Соответственно для содержания 13 администраций сельских поселений нужна дотация из районного бюджета, который в свою очередь имеет кредиторскую задолженность и дефицит в размере 7 млн. руб. О решении вопросов местного значения в сельских поселениях за счет средств местного бюджета речь не идет. И так происходит с 2006 года, т.е. 8-й год подряд.
- Светлана Анатольевна, я понимаю, что исходя из этого, и возник вопрос в 2012 году укрупнения сельских поселений, о котором сегодня много пишут и говорят?
- Процедура укрупнения сельских поселений на территории субъектов РФ идет с 2006 года. Укрупнение муниципальных образований является на сегодняшний день одним из актуальных вопросов, так как основная идея этого процесса – это сокращение расходов местных бюджетов, в том числе и на аппараты администрации поселений. Эта необходимость назрела давно. В бытность председателем Правительства РФ В.Путин озвучил установку о том, что затраты на содержание административного аппарата не должны превышать 5 процентов от объема собственных доходов муниципального образования. Если мы возьмем за основу данную установку, то увидим, что ситуация в нашем районе далека от идеала. Приведу пример: в районном бюджете – это 8,9%, в городском поселении – это 15%, в Декабристском поселении – 96%, в остальных поселениях объем расходов на содержание в разы превышает объем собираемых на территории поселений налоговых и неналоговых доходов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что средства финансовой помощи, перечисляемые из областного и районного бюджетов, направляются органами местного самоуправления не на реализацию "житейских" вопросов, а на собственное содержание. Возможными выходами из сложившейся ситуации являются слияние администрации муниципального района и районного центра, объединение мелких муниципальных образований в более крупные. Такое положение складывается практически во все областях РФ. Историческое прошлое нашей Родины напоминает о том, что Русь стала сильной лишь после объединения удельных княжеств и пережила все невзгоды.
Социологические исследования свидетельствуют об отсутствии созданного реформой института поселений серьезной поддержки со стороны населения. Население, прежде всего, ратует за развитие социальной инфраструктуры и в этом уповает на районные и региональные власти. Поселения же показали неспособность самостоятельно решать вопросы жизнеобеспечения.
Аналогичным образом к институту поселений, основанному на идее "доступности" власти, относится большинство респондентов из местной элиты, в том числе многие главы поселений - действующие и бывшие. Они отмечают, что поселение не смогло стать инструментом не только развития, но даже выживания. В настоящее время многие сельские поселения – это не более чем "тень" по-настоящему народной местной власти. В результате большую часть работы по жизнеобеспечению территорий выполняют районные и региональные власти. А это укрепляет иждивенческие настроения населения, не позволяя сложиться подлинному самоуправлению. Дело не в том, что поселениям передано мало налогов, а в том, что система поселений создавалась без привязки к налогооблагаемой базе и центрам экономической жизни. С чего брать налоги, если в поселении не ведется хозяйство или это хозяйство экономически незначительно? Какие задачи решит такое поселение?
Вернемся к нашей области, губернатор Валерий Радаев, выступая с отчетом перед областной Думой 17.04.2013 года о результатах деятельности правительства Саратовской области в 2012 году, в разделе о местном самоуправлении, обозначил основные направления – повышение качества жизни населения, финансовая дисциплина местных бюджетов, комплексное развитие и благоустройство территорий, привлечение инвестиций и реализация проектов в каждом муниципальном районе.
Сегодня администрацией Ершовского района, помимо того, что принята и реализуется Программа социально-экономического развития района, с каждым главой администрации рассмотрены возможные "точки роста" на территории поселений. Работа по развитию района идет в 2-х направлениях: привлечение инвестиций и оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления. Завершена процедура укрупнения путем присоединения Краснянского МО к Перекопновскому МО.
Депутатами Новорепинского МО выдвинута инициатива о присоединении к ним Моховского МО, Чапаевского МО к Новосельскому МО, депутаты Рефлекторского поселения вышли с инициативой присоединить Новокраснянское МО и Рефлекторское МО к МО город Ершов. Реализация данных инициатив, несомненно, даст возможность населению увидеть на территории своих поселений не только наличие административного пункта власти, но и решение социальных проблем, которые накапливаются год от года.
Процедура укрупнения идет очень и очень не просто. Основными противниками данной процедуры оказались некоторые главы администраций, депутаты поселений. Я понимаю, что "своя рубашка ближе к телу", и, конечно, быть главой администрации в поселении непросто, в связи с отсутствием финансирования, но за восьмой год работы выработалась привычка аргументировать "нет средств". При этом есть стабильная заработная плата и служебный транспорт. Перед каждым собранием, встречей с представителями администрации района населению рассказывают всевозможные "страшилки" - о справках, за которыми придется ехать в другое село, о повышении тарифов, о школах, детских садах и ФАПах, которые обязательно закроют. Хотелось со страниц официальной газеты обратиться к населению — для жителей населенных пунктов изменений не произойдет, специалист в сельской администрации останется, все нужные справки выдаст. Если вы внимательно прочитали статью, то понимаете, что школы, детские сады - это функции районного уровня, ФАПы — уже областного уровня.
Помимо этого, в Уставы сельских поселений (за исключением Декабристского поселения) внесены изменения в части избрания главы поселения, исполняющего функции и главы администрации. 8 сентября состоятся выборы депутатов в поселениях. Из своего состава депутаты выберут главу поселения, должности главы администрации не будет. Выборы предстоят непростые, потому что жители населенных пунктов ждут от депутатов, от глав реальной программы развития территорий, решения вопросов местного значения, а в силу вышесказанного мною, это сделать очень сложно. И нужно не забывать, что местное самоуправление подразумевает совместную деятельность на территории населенных пунктов органов местного самоуправления и населения.
- Вы сказали, что идет активный поиск инвесторов. Очень важно создать рабочие места в районе, ведь очень много мужчин и женщин вынуждены работать за пределами района в Москве, Петербурге, Сочи. Есть уже какие-то подвижки в этом вопросе?
- Развитие района, его "точки роста" изучены и, повторюсь, приняты в Программе социально-экономического развития района год назад. На сегодняшний день уже идет реализация.
ИП "Сидоркин А.С." оформил земельный участок и приступает к строительству ряда объектов (птицефабрика по разведению кур и перепелов, кролиководство). Ввод в действие объектов - 2014-2015 год.
ИП "Хорошевский А.А." завершает строительство завода по производству кровельных материалов на базе МПМК-2. В конце мая запланирован пробный пуск.
ИП глава КФХ Ким Д.А. в п. Красный Боец в 2013 году планирует завершить строительство овощехранилища (объем 2,5 тыс. тонн) и осенью 2014 года запустить в эксплуатацию завод с продукцией полусырье (пюре из кабачков и моркови) для детского питания. Заключен контракт на поставку оборудования с итальянской фирмой "Фарига", определены точки сбыта на заводы Краснодара и Подмосковья. Капитальные вложения составляют 28 млн. рублей.
ИП глава КФХ "Панков А.А." в с. Перекопное в 2013 году построит овощехранилище на 200 т., капитальные вложение 3,0 млн. рублей, и планирует заняться переработкой.
ИП глава КФХ Смирнов А.В. в с. Верхний Кушум в 2013 году запланировал реконструкцию коровника на 100 голов, изготовлена проектная документация.
Вложение инвестиций в предприятия ОАО "Российские железные дороги" - Ремонтное локомотивное депо Ершовское предусматривает увеличение рабочих мест, как и в вышеперечисленные субъекты в АПК и промышленности.
В январе 2013 года в правительстве Саратовской области подписано концессионное Соглашение в сфере переработки и утилизации бытовых отходов на территории 18 районов Левобережья. Партнером области выступило ЗАО "Управление отходами" город Москва. Ершовский район вошел в данную программу, отведен земельный участок под строительство мусороперегрузочной станции, подписано Соглашение.
На прошлой неделе, 17 апреля, наш район посетил представитель немецкой фирмы КНАУФ с целью подбора площадки под строительство завода по изготовлению строительных материалов. Посетив 4 района нашей области, представитель направился в Волгоградскую область. После анализа и оценки затратного механизма будет сделан выбор. Очень надеемся на положительное решение в пользу нашего района.
В 2013 году в нашей области работает программа по поддержке малого и среднего бизнеса. На эти цели предусмотрено 445 млн. рублей областных и федеральных средств. Приоритеты господдержки: инновационные разработки с выходом на производственный цикл, софинансирование муниципальных программ развития бизнеса, компенсация расходов предприятий на модернизацию, а также возмещение затрат на создание частных детских садов. Администрация Ершовского района также разработала муниципальную программу для малого и среднего бизнеса. Отделом экономики администрации производится отбор участников. Приглашаю людей бизнеса с интересными проектами.
- Сегодня мы не говорили о развитии социальной сферы на территории нашего района.
- Начнем со здравоохранения. С 1 января 2013 года оно передано на областной уровень. В январе 2013 года завершены работы по реконструкции детского отделения, в марте поставлено оборудование. Сегодня детское отделение функционирует в полном объеме. На 2013 год из областного бюджета выделено 6,0 млн. руб. на капитальный ремонт здания родильного отделения.
В сфере дошкольного образования. С 2010 года ведется работа по увеличению мест в дошкольных учреждениях. Очередность составляла 486 детей. На начало 2013 года очередность – 191 ребенок. В текущем году на реализацию подпрограммы "Развитие системы дошкольного образования" выделено 4,2 млн. рублей на создание 70 дополнительных мест в детских садах, в том числе:
МДОУ "Д/с "Золотое зернышко" п. Учебный – 2,2 млн. руб. -40 дополнительных мест;
МДОУ "Звездочка" г. Ершов -1,0 млн. руб. – 15 дополнительных мест;
МДОУ "Солнышко" г. Ершов -1,0 млн. руб. – 15 дополнительных мест.
В рамках лицензирования ремонтные работы будут проведены в детских садах "Одуванчик" п. Новосельский, "Калинка" с. Орлов-Гай, "Рябинка" с. Моховое, "Вишенка" с. Миусс, приобретение оборудования запланировано для детских садов: "Зернышко" п. Южный, "Улыбка" с. Перекопное.
В сфере образования: основная задача - завершение строительства 1 корпуса МОУ СОШ №1 в установленный срок, чтобы учащиеся 1 сентября отправились на занятия в новый корпус. В сентябре-октябре 2012 года были заключены и выполнены контракты для выполнения работ по устройству уличной сети канализации (570 м), прокладке водопроводной сети (410 м), устройству фундаментов для монтажа котельной и дымовой трубы. 29 октября 2012 года заключен муниципальный контракт по выполнению общестроительных и специальных работ. Завершение работ - июль 2013 года.
В сфере культуры: проведение ремонтных работ в шести СДК на общую сумму 5,0 млн. рублей, выделенных из областного бюджета. И, как вы помните, в марте 2012 года администрацией ЕМР на спонсорские средства приобретено здание "Партнербанка" для размещения в нем детской школы искусств. В 2013 году выделены в рамках лицензирования средства на проведение ремонтных работ. На объекте проводятся работы.
Очень хорошо, по всем областным показателям, работает наш ФОК "Дельфин".
- Посещая каждое районное Собрание депутатов, приходится удивляться, что лично на Вас постоянно происходят нападки со стороны отдельных депутатов. Как Вы это прокомментируете?
- Вы правильно заметили - отдельных депутатов, их единицы. У каждого из них свои причины и желания в создании скандальной ситуации на территории района. У одних - неудовлетворенные амбиции, у других – сожаление о покинутом кресле не по своей воле.
Третьи, получившие отставку, готовы "прилипнуть" к любому, лишь бы порочить работающую власть. Отсюда заказные статьи, выдуманные истории, сплетни. За последние 10 лет моя декларация о доходах и имуществе остается неизменной: это годовой фонд оплаты труда и 1/4 доля квартиры, в которой проживает моя семья. Такие же данные и по членам моей семьи. Но за последние 2 года, что только не придумывали: и коттедж с бассейном, и вилла у моря. Это, конечно, бремя любого публичного человека, но удивляет желание людей больше верить в небылицы, чем здравому смыслу и своим глазам. А своим оппонентам хочу дать совет, тем более они опять собираются получить высокое звание народного избранника: "Лучше поставить по одной детской игровой площадке в своем сельском поселении, чем отдавать по 100-150 тысяч рублей за репортаж в желтой прессе. Именно за заботу о детях вам люди смогут сказать спасибо".
- Спасибо за интервью. В преддверии майских праздников что бы Вы хотели пожелать жителям Ершовского района?
- 2013 год очень ответственный для нашего района и города, он юбилейный. С января месяца идут спортивные, культурные, тематические мероприятия, посвященные юбилейной дате. Сейчас для нас важно общим желанием и усилиями благоустроить родной город и район.
В преддверии майских праздников хочу пожелать каждой семье, каждому жителю - мира, добра и согласия. Отдельные слова благодарности нашим ветеранам Великой Отечественной войны. Ваше мужество, умение любить и защищать свою Родину никогда не уйдут в прошлое, будут мерилом нравственности, патриотизма и долга для наших детей, внуков и правнуков. Святая обязанность брать на себя ответственность за создание условий для достойной жизни ветеранов. Мы всегда будем верны вашему подвигу, и значит, у нас есть будущее, и мы сделаем все, чтобы оно было мирным.