Понятие государственного служащего, а также его правовой статус содержится в федеральных законах от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно ст. 13 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 № 79-ФЗ, гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счёт средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации".
Устанавливаемые ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 79-ФЗ требования к служебному поведению гражданских служащих в основном повторяют положения Указа Президента РФ от 12.08.2002 № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих". Всем лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и выборные муниципальные должности, предписано придерживаться принципов, утвержденных данным Указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.
Общие принципы представляют собой основы поведения гражданских служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей.
Требования к служебному поведению гражданского служащего установлены ст. 18 Федерального закона № 79-ФЗ:
- исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
- исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
- осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа;
- соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций; проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
- учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
- способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
- не оказывать предпочтения каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
- не совершать действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
- соблюдать ограничения, установленные настоящим Законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;
- не совершать поступков, порочащих его честь и достоинство;
- не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.
- проявлять корректность в обращении с гражданами;
- соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
Требования к служебному поведению государственных служащих тесно связаны с конфликтом интересов на государственной службе - ситуацией, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации, способные привести к причинению вреда этим законным интересам. На государственной службе, как и иной другой сфере, возникает большое количество самых разнообразных конфликтов. Многие из них имеют тесную связь с моральными качествами личности того или иного служащего.
В целях соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта РФ по управлению гражданской службой образуются комиссии по урегулированию конфликта интересов.
Комиссия по урегулированию конфликта интересов образуется правовым актом государственного органа. Ее назначение — используя различные законные формы и методы, урегулировать возникший на гражданской службе конфликт интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
Профессиональная мораль государственного служащего, в случае конфликтной ситуации, когда сталкиваются противоположные интересы, вступают в противоречие различные моральные требования и нормы, должна четко расставить по местам приоритеты и не допустить возможности нарушения норм закона и морали. Служение государству и обществу — превыше всего. Поэтому конфликтная ситуация в системе государственной службы должна регулироваться в немалой степени нравственными средствами и способами, путем формирования моральных (этических) кодексов и механизмов их реализации