В последнее время я как-то увлеклась темой государственной итоговой аттестации. Эпоха среднего образования, с которой пришлось жить нашему поколению, осталась далеко позади. А новые реалии (к слову сказать, уже не такие и новые) требуют хотя бы понимания того, что такое единый госэкзамен, и как прожить этот период без потерь.
В народе уже складываются легенды о якобы суперсложной процедуре, через которую проходят наши дети в попытке преодолеть рубеж ЕГЭ. У выпускников, сетующих на тяготы предстоящих экзаменов, аргумент простой: "Попробовали бы вы сами пройти через это".
А и попробуем! Благо недавно нам представилась для этого прекрасная возможность. Пару недель назад экзамен по базовой математике сдавали не учащиеся школы, а те, для кого "школьные годы чудесные" остались в далеком прошлом. Такие, как я, например.
Скажу честно, эксперимент вызывал здоровые опасения. Первый сдерживающий момент: "Куда я лезу? Получу двойку – опозорюсь". Второй: "Школу закончила 26 лет назад, что я там помню-то из курса математики?"
Стимулирующие мысли тоже были. Первая и главная из них: "Мы должны не представлять, а точно знать, что ждет наших детей на экзаменах".
Пункт приема экзаменов расположился на базе МОУ СОШ № 3. На входе, как положено, – фейс-контроль с предъявлением паспорта. Вещи – в раздевалку, в руках – две гелевые ручки и паспорт. Сопровождение до дверей аудитории, еще одна проверка документов, выдача экзаменационных материалов. На бланки первые несколько минут глядела, как баран на новые ворота. Очень боялась неправильно заполнить первый лист, испортить бланк регистрации и закончить экзамен, не успев его начать. О камерах видеонаблюдения при этом я даже не вспомнила.
Именно видеонаблюдение, как говорят в народе, "напрягает" экзаменуемых. Якобы появляется элемент страха. Не знаю, как другие, а я даже не поняла, где там эта камера установлена, а о том, что происходящее в аудитории куда-то там транслируется, вообще ни одной мысли не возникло. Да пусть куда угодно транслируют.
Идем дальше. Минут через пятнадцать заполнен регистрационный лист, и мы приступили к выполнению заданий. Мы – это около десятка таких же, как я любительниц экспериментов. На все про все лимит времени точно определен – 4 часа. Двадцать заданий. Уровень сложности? Да как вам сказать… Например, в одной из задач предлагалось рассчитать стоимость платяного шкафа, включая стоимость сборки, если шкаф стоит три тысячи рублей, а за сборку производители берут 15 процентов от стоимости. Как вам кажется, это очень сложная задача?
Четыре часа – это слишком много для меня. В смысле, я не сделала все 20 заданий за тот час, что провела в аудитории. Мне нужно было спешить, и я, даже не проверив уже выполненные задания, рванула к выходу.
Базовая математика – не профильная. В пакете заданий находились и контрольно-измерительные материалы, включающие основные математические формулы и данные. Те задания, которые я могла выполнить быстро, я оформила с максимальной скоростью. Более сложные оставила "на второе". Совсем оставила без внимания те, которые с первого взгляда показались мне очень сложными, и те, которые касались понятий, которых я по давности лет просто не помнила.
Учитывая, что нужно было на "троечку" выполнить три задания из раздела "алгебра", два – из геометрии и два - из раздела "реальная математика", я была бы счастлива получить в итоге эту самую "троечку".
Дней через десять пришли результаты. С содроганием я открывала конверт, приговаривая про себя: "Только бы не опозориться, только бы не "двойка". К моему удивлению, оказалось, что я сдала базовую математику даже не на "тройку". На "четыре", набрав 12 баллов из 20. Вот когда вспомнила я мою любимую учительницу математики, Эмму Ивановну Синотову. Спасибо, Эмма Ивановна, не дали самой опозориться и Вас опозорить!
После более подробного рассматривания таблицы итогов, я поняла, что все же нужно было проверить свои задания. Ошибки, которых я насчитала (как минимум четыре из них), скорее всего, представляли собой собрание нелепостей.
Таким образом, сама для себя я сделала вывод: истерики по поводу по крайней мере базовой математики не имеют под собой никакой основы. Нужно не знать даже самых начал этого предмета, не уметь умножать и делить "столбиком", не представлять себе, как выглядит угол и треугольник, чтобы "провалить" экзамен.
Поэтому, теперь стенания моего о сына о трудностях образовательного процесса, касающиеся сдачи ЕГЭ (по крайней мере, его базовой составляющей) я могу смело пропускать мимо ушей. Сдаст, как миленький, никуда не денется. И не нужно считать, что наши дети глупее нас с вами. Давайте им доверять.
Елена ГУБАРЕВА