Вот и керамические работы жительницы с. Луков Кордон Т.В. Федосеевой сразу обратили на себя мое внимание на одной из выставок прикладного творчества, проводимых в районе.
Кокетливые барышни и деревенские девушки, придворные музыканты, сказочные герои и лесные жители, переливались глянцем лака и играли яркими красками – и вся это красота сделана из неприметного бесформенного куска глины – материала, по которому мы ходим – уточнила я при встрече с Татьяной Владимировной.
"Не совсем так. Да, для лепки я использую нашу красную глину, но запасаю ее на берегу реки, где вода вымывает все примеси и оставляет чистую глину. Наша глина жирная и хороша для лепки. Но также для работ я использую серую и голубую глину. Серую привожу с берега реки Терешка Вольского района, а запасы голубой глины делаю на берегу реки Волга в районе г. Вольска. Глину заготавливаю осенью. Просеиваю через крупное сито, заливаю кипятком и перемешиваю деревянной лопаткой до густой каши, затем накрываю пакетом, чтобы разбухла, сверху закрываю крышкой. Все это стоит около недели, потом перемешиваю еще раз и храню в закрытой таре", - раскрывает секрет глиняных дел мастерица.
Я могу так назвать Татьяну Владимировну, поскольку увлечение керамикой она пронесла через всю свою жизнь.
"Мне было пять лет, когда я в огороде нашла глиняную свистульку в виде птички, которая мне очень понравилась. Я стала расспрашивать маму, что это и из чего сделано, потом и сама пыталась слепить из глины птичку. Мама стала покупать мне книги о керамических изделиях русского народного творчества. Дальше больше. А во время учебы в педучилище г. Вольска началась вторая волна моего увлечения. Придя работать в детский сад, я и детей стала учить лепке и продолжаю до сих пор", - ведет разговор заведующая детским садом "Чипполино" Татьяна Владимировна.
Честно признаться, глаза разбегаются от количества и разнообразия керамических фигурок, сделанных руками нашей знакомой. Хотя, как она сама признается, порой на изготовление одной композиции уходит около месяца времени.
"За лепку приниматься нужно только в хорошем настроении: глина, как тесто, чувствует, какой посыл ты ей даешь. Лепить фигурку я могу как несколько часов, так и несколько дней. Затем заготовка сохнет, важное условие: глина не любит сквозняков, влажности и открытого солнца. На этот этап уходит 1-2 недели, все зависит от размера фигурки. Затем белю фигурки раствором мела с обратом, разведенным до консистенции сметаны, как это делали в старину. А уже потом обжигаю фигурки в духовке газовой плиты. Сам обжиг длится 3 часа, но вынимаю изделия через 8-10 часов. Фигурки должны полностью остыть, иначе есть риск их расколоть, горячие они очень хрупкие. Последний этап - это расписывание красками и покрытие фигурки акриловым лаком", - перечисляет этапы своей работы Татьяна Владимировна.
Свое вдохновение наша героиня находит в мотивах народных промыслов дымковской, филимоновской, каргопольской, тверской игрушек. А также придумывает свои сюжеты.
"Для меня работа с глиной – это релаксация. Ну и, конечно, ни с чем не сравнить ощущение, когда ты уже закончил работу, когда из куска глины родилась красота, и именно ты ее творец", - объясняет керамист.
Эти ощущения испытывают и маленькие подопечные Татьяны Владимировны – воспитанники детского сада. С каким удовольствием они корпят над поворотными столиками, где под их маленькими ручками из куска глины рождается уточка, котенок или лошадка, дети так были увлечены процессом, что совершенно не обращали внимание на постороннего человека, фотографировавшего их! Поверьте, такое поведение - редкость.
"Лепка не только обогащает мир детей, она успокаивает их, воспитывает в ребятишках усидчивость, терпение, развивает их воображение и поднимает самооценку. Ведь всегда приятно играть или подарить то, что ты сделал своими руками", - поясняет педагог.