"Завод", "предприятие", "фабрика", "цех", "учреждение" - понятия, к которым мы ставим вопрос: "что?". И действительно, без человека все это было местом неодушевленным, и было бы вообще?
Однажды устраиваясь на работу, вливаясь в коллектив, вникая в свои профессиональные обязанности, мы не замечаем, как становимся частью работы, а работа становится частью нашей жизни. Кто-то ведомый здоровыми амбициями позволяет профессии заполнить большую часть жизни, а кто-то довольствуется однажды занятой нишей и долгие годы, до совершенства оттачивает свое мастерство, не хватая звезд с неба.
Датой рождения компрессорной станции на территории нашего района принято считать 4 августа 1967 года. Как показало время, тогда свершилось событие, без преувеличения глобальное для маленького степного села. А через 9 лет не менее важный случай изменил жизнь нашего односельчанина Владимира Алексеевича Зыкова. В 1976 году он вернулся в Александров-Гай и поступил на работу, на компрессорную станцию. Тракторист по профессии, мужчина не задумывался о выгодах и благах, которые сулила новая работа, просто в те времена погоня за длинным рублем так или иначе порицалась обществом, труд был обязанностью, и каждый искал место, где пригодятся его руки и умения.
Первое время Владимир Алексеевич работал в цеху №1, который в соответствии с названием был построен первым и стал кузнецой кадров будущего ЛПУ. Спустя недолгое время, молодого специалиста перевели в службу ЛЭС и доверили управление автомашиной К-700 (бульдозер). И вот уже почти 40 лет Владимир Алексеевич вместе с коллегами обеспечивает работу газопроводов и газораспределительных станций.
- Ни разу я не пожалел о том, что однажды устроился сюда на работу. Нас называют линейщиками, и от нашей деятельности зависит, в том числе, и безопасность газопроводов. Летом на "Белорусе" мы окашиваем территории вокруг наших объектов, чтобы не допустить пожара, зимой пробиваем снег. Часто приходится участвовать и в ремонтных работах газопроводов, берешь в руки лопату – и вперед к трубе, - рассказывает о своих обязанностях Владимир Алексеевич.
Как и большинство людей подобного склада, он не разговорчив и довольно скромен. Такие люди быстрее находят общий язык со своими машинами, и просто выполняют работу, не ожидая похвалы или поощрения.
До пенсии моему герою остались считанные месяцы, но сегодня он по праву гордится тем, что является одним из старейших и опытных работников своей службы.
- Сейчас вместе с нами трудится очень много молодежи, - говорит Владимир Алексеевич. – Ребятам нужны советы, подсказки и мы стараемся поддержать молодежь. Иногда приходится быть и строгим, и жестким.
Казалось бы, ни чего особо знаменательного в профессиональной деятельности моего собеседника за 40 лет так и не произошло. Он не построил карьеры, не совершил трудового подвига в классическом понимании. Хотя как посмотреть! Четыре десятка лет на одном месте, доведенные до автоматизма навыки, практика, стоящая больше любой теории. Такие наставники что называется "на вес золота".
А вот моему следующему собеседнику пока не приходится гордиться многолетним стажем и производственным опытом. Виктору Ступак всего 22 года, и он работает в ЛПУ всего полгода.
Буквально с первых слов нашего интервью я сделала, думаю, безошибочный вывод: Виктор в ЛПУ на своем месте. Мало того, что по образованию и теперь в соответствии с занимаемой должностью мой герой – слесарь КИПиА, так он еще и страстный автомобилист. В школе он мечтал быть дальнобойщиком, но потом его интересы плавно перетекли в сферу электромеханики и строения автомашин. Детское увлечение постепенно переросло во взрослое и вполне серьезное хобби. Когда Виктору исполнилось 14 лет, он заправский автоконструктор принялся за сборку автомобиля.
- Во дворе стоял кузов старенькой "восьмерки", а мне в руки попала книга с описанием всех основных агрегатов автомобиля, и решил самостоятельно восстановить машину. Поначалу все посмеивались, наблюдая за тем, как я вожусь с "безнадежным железом". Только бабушка помогала, изредка выделяя средства на нужные запчасти. Но зато потом, когда "восьмерка" поехала, знакомые удивлялись и уже начали приходить ко мне за советами и помощью в ремонте автомобилей, - вспоминает Витя.
Сегодня он занимается усовершенствованием совершенно раритетной "копейки". Все, что осталось от неё, - только кузов, теперь после реанимации, проведенной сельским Кулибиным, она в состоянии преодолевать расстояния со скоростью 180 км/ч.
Кстати, Виктор не просто так мастерит своих "железных коней", у него есть мечта поучаствовать в настоящих гонках, в дрифте и считает, что автомобили с задним приводом – наиболее подходящие для этого.
Знать и чувствовать автоматику – способности, данные далеко не каждому, и увлечение моего героя дополняет общее представление о нем как о профессионале.
- Главное понять принцип работы, будь то машина или механизмы и автоматы оборудования. Узнав суть, познаешь и причины, и следствия. Мне интересна моя работа, и мне еще предстоит многое узнать, - говорит Виктор. – Иногда, в КИПе возникают ситуации, когда приходится задержаться и после работы. Но мне кажется, что лучше пожертвовать своим личным временем, но получить пользу от решения дополнительных задач, довести дело до конца, разобравшись во всем.
В планы Виктора входит и получение высшего образования по специальности. Хотя о карьере молодой человек пока всерьез не задумывался, говорит: еще очень мало знает.
Казалось бы, мои герои совершенно разные, у одного за плечами большой опыт работы, жизнь, которая прошла в можно говорить, другом государстве, у второго все только начинается. Но работа в Александрово-Гайском ЛПУ МГ ООО "Газпром трансгаз Саратов" объединила поколения по одному принципу работоспособности, дисциплинированности, целеустремленности, причастности к общему делу. К тому же, Владимир Алексеевич Зыков основоположник династии специалистов компрессорной станции, сейчас здесь работает один из его сыновей, а Виктор Леонидович Ступак продолжатель такой династии, здесь когда-то работали его дедушка и бабушка.