Обслужить своих клиентов или "заработать" на них - какая из этих двух задач приоритетна для ООО "Алгайские коммунальные сети", монополистов на рынке жилищно-коммунальных услуг в нашем районе: этот вопрос встает перед жильцами многоквартирных жилых домов каждый раз, когда они получают квитанцию об оплате за ЖКУ.
Очередной скачок тарифов на ЖКУ произошел в июле этого года. Цена выросла на отопление и текущий ремонт. Виной тому, по словам генерального директора теплогенерирующей компании О.Г. Путря, повышение цены на газ и электроэнергию. С этим веским доводом не поспоришь. Да, стоимость голубого топлива и электричества растет год от года, и вопросы сдерживания тарифной политики энергетических ресурсов должны бы решаться на самом высоком уровне, но на эту тему можно говорить сколь угодно долго. Между тем, квитанции приходят и их нужно оплачивать. Вопрос в другом: за что мы платим деньги? И, притом, немалые… Соответствует ли цена, выставленная в платежке за ЖКУ, качеству последних?
"Ужасное состояние подъездов, отсутствие освещения в подъездах и во дворах домов, вода в подвалах, еле теплая ржавая вода из "горячего" крана, неисправные вентиляционные каналы, недостаточно горячие трубы отопления – вот жалобы, с которыми обращаются к нам жители многоквартирного жилого сектора, - комментирует ситуацию инспектор муниципального жилищного контроля "Службы единого балансодержателя Е. Шило. - Принимая жалобы, мы ни одну не оставляем без рассмотрения. Большая часть из них оказывается обоснованными. В свою очередь, мы пишем протоколы и претензии в адрес ООО "Алгайские коммунальные сети", на что руководство компании обещает исправить ситуацию, но воз и ныне там, жалоб и претензий к услугам жилищно-коммунального хозяйства меньше не становится, наибольшее количество коих касается текущего ремонта зданий".
Между тем, сумма, которую жители отдают за эту услугу, по меркам нашего района, немалая. Так, в доме по адресу Новобазарная, 13 хозяин 2 комнатной квартиры общей площадью 48,4кв.м. ежемесячно обязан отдавать 619 с копейками кровно заработанных рублей за "мифический" текущий ремонт. В каких-то домах эта сумма будет чуть меньше, а где-то и больше, но в среднем за год собственник должен отдать компании более 7 тысяч рублей, а это больше минимального размера оплаты труда (в этом году он составляет 5554руб). Конечно, в сумму затрат этой строки в квитанции входит огромный список пунктов и подпунктов, среди которых и заработная плата коллектива, обслуживающего дом, и общеэксплутационные расходы, и многое другое. Но среди этого перечня находятся и затраты, идущие на работы, направленные на техническое содержание общего имущества жилого дома, работы, которые зачастую не исполняются. В свете этого возмущение жильцов вполне чем резонно.
Но и на эти возмущения у гендиректора свой не менее резонный аргумент. "Мы не можем в полной мере исполнять свои обязательства перед жильцами домов, так как средств на обновление, модернизацию и ремонт изношенной коммунальной инфраструктуры нет. Виной тому - долг населения перед хозяйством", - объясняет Олег Григорьевич на каждом собрании собственников многоквартирных домов.
И тут правда "главнокомандующего" коммунального сектора района: на конец ноября задолженность населения перед компанией составила семизначное число 3.748.900 рублей (!).
Однако у ответственных плательщиков, коих все же большинство, возникает правомерный вопрос: почему они должны страдать из-за хронических должников?
Желая снизить бремя платы за содержание общего имущества дома и имея на то законное право, некоторые собственники пытаются отказаться от части услуг предоставляемых ООО "Алгайские коммунальные сети",
"Стоимость технического обслуживания (ТО) абсолютно не соответствует его качеству. Поэтому мы и отказались от целого ряда услуг. Например, услуги дворника и уборщицы. Эти работы всегда выполнялись из рук вон плохо, и деньги мы отдавали, по сути, просто так. Сегодня жильцы сами нанимают дворника и уборщицу. В целом, нам удалось снизить оплату за ТО в среднем на 200 рублей, и это плюс. Но есть и минусы. Очень сложно расшевелить людей, сагитировать их на уборку или какое другое общественно-полезное дело для дома. Однако, повторюсь, та работа, какую выполняет ООО "Алгайские коммунальные сети", не стоит даже тех денег, что мы платим. Думаю, необходимо на каждое собрание жильцов с участием О. Г. Путря приглашать и главу администрации района. Глава – человек адекватный и хороший хозяйственник, мы ему доверяем, и думаем, что он сможет помочь в наших проблемах…", - объясняет председатель Совета дома ул. Красного бойца №59 А.П. Агафонов.
Еще один острый вопрос в сфере претензий к коммунальному хозяйству в районе - это стоимость и качество отопления в многоквартирных домах.
Так, все тот же владелец 2комнатной квартиры общей площадью 48,4кв.м по адресу Новобазарная, 13за прошедший месяц должен заплатить только за тепло 2074,84 рубля. Столько же хозяин частного дома общей площадью 65 кв.м заплатит за весь спектр "удобств": свет, газ, воду.
И при этом первый будет довольствоваться температурой в квартире +18, и не важно комфортно жильцу при такой температуре (особенно, если в семье маленькие дети), санитарные нормы компании выполнены, а второй волен обогревать дом так, как он сам пожелает. Вот вам и соотношение цены и качества.
При сложившихся обстоятельствах выход из ситуации один – переходить на индивидуальное газовое отопление. К тому же такой яркий прецедент комфорта и экономии средств в районе уже создан.
"До перехода на индивидуальное газовое отопление в зимний период мы платили только коммунальщикам 3-4 тысячи рублей, плюс к этому оплата за газ по нормативам за 4-х человек, плюс свет. За все из семейного бюджета приходилось отдавать около 5 тысяч рублей. За истекший месяц я заплатила за газ 800 рублей, коммунальщикам – 500 рублей, за свет – 300 рублей. Экономия значительная – 3400 рублей в месяц, а за зимний период набегает 25-30 тысяч рублей в год. При этом мы регулируем температуру в квартире по своему желанию. Комфортно нам жить при +25, прибавим газа, а если жарко в комнатах можем в любой момент отключить котел. Та же ситуация с горячей водой, поддерживаем нужную для себя температуру. Так и зимой, и летом", - подсчитывает экономию жительница 3-комнатной квартиры по адресу пос. Газовиков, дом № 5 Г.Р. Шигапова.
Да, имея в доме или квартире индивидуальное газовое отопление, платишь лишь за то, что потребил, тут уже не встает вопрос о соответствии цены и качества. Переход на газовое отопление – удовольствие, на первый взгляд, недешевое, но необходимое, и пока мы не сделаем свой выбор в пользу последнего, получая платежные ведомости, мы каждый раз будем риторически вопрошать: ЗА ЧТО МЫ ПЛАТИМ?!