В этом году автотранспортное предприятие Александрово-Гайского района так же, как и район, отмечает своё 42-летие. Если бы речь шла о человеке, сказали бы "разменял пятый десяток". Солидный возраст. Позади годы становления, расцвета, кризисные периоды и снова стабилизация, а в 2015 мы чуть было не попрощались с АТП. Привычные маршрутные автобусы, курсирующие по районному центру, доставляющие пассажиров на периферию и в столицу губернии, могли бы сойти с маршрутов, оставив после себя лишь привкус горечи от очередной утраты ещё одного предприятия, не выдержавшего условий рыночной конкуренции. Высокая конкуренция, устаревшая техническая база, вероятно, - субъективный фактор, и как результат – многомиллионные долги чуть было не подписали окончательный и безоговорочный приговор предприятию. В дни майских праздников междугородние автобусы уже не вышли на маршрут.
Ситуация накалилась до предела, работники АТП обратились за помощью к депутату Саратовской областной Думы Л.Н. Чернощекову. В результате совместных действий местной администрации, областных парламентариев и правительства области всё же были предприняты меры, которые позволили отвести предприятие от края пропасти. В АТП поменялось руководство, и поэтапно были погашены долги по заработной плате. Работа главного автоперевозчика района постепенно наладилась, но, как говориться, ничто не проходит без последствий. И они не заставили себя ждать.
"Любой ценой сохранить предприятие в привычных рамках его деятельности под контролем и при поддержке государства – это основная задача, которая стоит перед нами сегодня. Для этого предусмотрен комплекс мер, часть из которых уже реализована, а часть ещё предстоит выполнить", - говорит новый директор АТП О.А. Киселев.
Первый шаг, о котором заявляет руководитель, или, как его ещё можно назвать в данной ситуации, – кризисный менеджер, заключался в сокращении численности работающих. До "больших перемен" в АТП штатная численность сотрудников составляла 73 единицы, из них меньше половины – водители, работники, которые собственно и приносили доход предприятию.
"Когда-то, в 80-е годы прошлого столетия, АТП находилось на гребне своего развития, оно было единственным в районе осуществляющим пассажирские перевозки, занималось доставкой грузов и т.д. Но и времена и обстоятельства сменились, а амбиции у предприятия остались прежними и несуразными по отношению к действительности. Наша задача – соотнести эти амбиции с реалиями и адаптировать предприятие к современным условиям. Сейчас здесь работают 39 человек, большая часть, из которых водители и слесари. Мы просто не можем позволить себе "раздувать" штат", - продолжает раскрывать карты Олег Александрович.
Ещё одной "мерой оздоровления", как назвал их наш собеседник, стало введение контроля на междугородних автобусных маршрутах. На трех из восьми автобусов установлены видеорегистраторы, которые записывают происходящее как внутри салона, так и по пути следования.
"Это удобно ещё и в случаях ДТП. Так недавно один из наших автобусов попал в такую неприятную историю. Благо, не пострадали пассажиры. И с помощью видеозаписи мы легко доказали, что наш водитель не совершил ни одного нарушения, вина целиком и полностью легла на водителя встречной машины", рассказывает и показывает видеозапись директор предприятия. На карте памяти действительно зафиксирован момент столкновения, а также видно с какой скоростью и по какой траектории двигался междугородний автобус. Никаких нарушений водитель АТП действительно не допустил.
Из предстоящих мер по выводу предприятия из пике Олег Александрович называет пересмотр системы начисления заработной платы и приведение её в соответствии с принципом "каждому по заслугам" и сокращение активов предприятия.
"Земли, помещения, старая техника – за всё это мы платим налоги, но всё это давно не приносит никаких доходов. Соответственно что-то мы продадим, что-то передадим в собственность муниципалитета", - планирует директор АТП.
Но если с сокращением расходов предприятия его руководство и коллектив в состоянии справиться, то вот об увеличении доходов пока следует говорить осторожно. Слишком много конкурентов. И многие из них, кстати, годами, оставаясь нелегалами, продолжают работать только на свой карман и абсолютно не несут никакой ответственности за пассажиров, которых берутся доставить, в том числе, по междугороднему маршруту. Я, конечно же, говорю о тех горе – таксистах, которые по утрам "утюжат" улицы Александров-Гая в поисках пассажиров. Как и где они получили права, как они готовятся к предстоящей поездке и готовятся ли вообще, какой водительский опыт имеют, каково состояние здоровья, соблюдают ли ПДД… вопросов к ним предостаточно, но и при этом они, рискуя жизнью пассажиров, умудряются зарабатывать на доверчивости людей. Наверное, к таким "бомбилам" следует пристальнее приглядеться правоохранительным органам, а нам взвешивать все "за" и "против" потому что, располагаясь в пассажирском кресле, мы доверяем водителю свою жизнь.