Неприятным сюрпризом в канун Нового года для александровогайцев стал "подарок" от местных таксистов: частные перевозчики повысили свои тарифы.
Теперь проезд по маршруту местного автобуса (а именно на этом маршруте работают алгайские таксисты) – от магазина "Лиза" (ул. Красного бойца) и до магазина "Геннадий" (ул. Почтовая) на автомобиле с "шашечкой" стоит 20 рублей, а было – 15. Другое автобусное направление – от центра Александров-Гая и до пос. Васильки – частники оценили в 100 целковых, ту же сотню кровно заработанных придется отдать, если человеку срочно потребуется попасть в соседнее село Новоалександровку. Но как только часы бьют 18-ть, "железные конницы" таксистов, видимо, превращаются в золотые, поскольку цена вопроса удваивается, и пассажиры платят по двойному тарифу.
При всем этом проезд по этим маршрутам в автобусах местного и единственного в своем роде автопредприятия ОАО "Алгайское АТП", непосредственно занимающегося пассажироперевозками, стоит 15 рублей (на протяжении всего дня!).
На недоумения и возмущения пассажиров частники приводят такие аргументы: "Мы не поднимали цены уже три года, а пять рублей погоды не делают, и нечего тут возмущаться!", "Все дорожает: и бензин, и запчасти, мы вас возим себе в убыток…", "Мы платим налоги, а знаете, сколько на это уходит денег…", "А после шести вечера включается ночной тариф, у всех рабочий день до 5-6-ти вечера, мы же работаем…", ну и самый убойный - "Автобусы не ходят, хотите – садитесь, а хотите – идите пешком, вас никто не принуждает…". Да уж, хозяин – барин!
К слову сказать, АТП всегда выступало, так сказать, в роли стоп-сигнала на пути роста скорости аппетитов частных перевозчиков в нашем районе как на местных линиях, так и на междугороднем маршруте. Но сегодня автотранспортное предприятие оказалось в патовой ситуации, которая чревата тем, что сам факт его дальнейшего существования и работы стоит под вопросом.
"На время зимних праздничных дней мы были вынуждены прекратить перевозки пассажиров на местных линиях, а, возобновив их, мы сократили рейсы. Сегодня автобусы выходят на маршрут "АТП - автовокзал" - три раза: в 7.20 – 8.00 час.; 12.00-12.40 час.; 17.00 – 17.40час.; "АТП – Центральный (пос. Васильки)" - четыре раза, в 7.10 – 8.50час; 11.50 – 12.30 час., 13.50 – 14.30 час., 17.00 – 17.40час.; по маршруту "АТП – Новоалександровка" число маршрутов не изменилось. Но, повторюсь, - это вынужденные меры. В связи с тяжелой финансовой обстановкой на предприятии и отсутствием поступлений дотаций за социальные проездные билеты, на которых, в основном, и держится эта категория пассажироперевозок, ведь большая часть пассажиров на местных линиях – это льготники, и мы не получаем "живых" денег за этот вид услуг. Поэтому нам пришлось сократить число рейсов. С октября прошлого года и по сегодняшний момент мы не получили ни копейки дотационных денег, и нам приходится осуществлять эти перевозки из тех скудных средств, что заработаны на междугородних маршрутах. Опять-таки, из-за отсутствия денег и на междугородней линии "Ал-Гай – Саратов" нам пришлось закрыть два маршрута, теперь рейсов в Саратов два – в 7.30 и в 14.00 и из Саратова в Ал-Гай столько же – время отправления в 14 часов и в 16.30", - комментирует ситуацию генеральный директор ОАО "Алгайское АТП" О.А. Киселев.
Нельзя не сказать о том, что нынешнему руководителю, а в должность он вступил менее года назад, некогда крепкое предприятие с 40-летней историей уже досталось в состоянии "на грани": миллионные долги тянут АТП в пропасть банкротства. И удастся ли вырулить из глубокой колеи районному АТП – этот вопрос продолжает висеть в воздухе. От его ответа зависят и коллектив, работающий на предприятии, и люди, пользующиеся услугами пассажироперевозчика, и даже те, кто предпочитает добираться из пункта А в пункт Б у частного извозчика. Ведь как только не станет альтернативы в лице "Алгайского АТП", платить за проезд мы будем столько, сколько пожелает Его Величество частник. Только представьте, сколько нужно будет отстегивать таксистам из своего семейного бюджета, к примеру, семье, живущей в пос. Васильки и не имеющей собственной машины? А если в семье ребенок, и он посещает детский сад или школу в райцентре, а если детей двое…., посчитать несложно, напомню: сейчас эта услуга у частника стоит 100 рублей с одного человека и только в один конец! Другой пример: в праздничные дни за поездку до г. Саратова пассажиры вынуждены были платить таксистам в три раза больше, чем в кассу АТП (сегодня цена билета у АТП в этом направлении - 300 рублей).
Возможно, у предприятия появился бы шанс, если бы увеличился пассажиропоток и повысилась наполняемость автобусов. Но в войне за пассажиров пока выигрывают нелегалы.
"Нашими конкурентами стали нелегалы, незаконно занимающиеся перевозкой пассажиров. Число "бомбил" растет в геометрической прогрессии, и они увозят наших пассажиров, а значит, лишают нас возможности зарабатывать", - анализирует ситуацию Олег Александрович.
Почему же нелегалов становится все больше (сегодня только в райцентре незаконным извозом занимаются около 70 человек, а на междугородних перевозках задействованы целая бригада машин), и "бомбилы" живут да радуются, а предприятие с историей на грани банкротства?
Дело в том, что АТП работает по правилам: имеет лицензию на перевозку людей, платит налоги и другие положенные вычеты, его водители, которым тоже нужно платить зарплату, проходят медосмотры, а автобусы – техосмотры. При этом автопарк предприятия состоит из автобусов чуть ли не "бальзаковского возраста", которые и горючего "едят" много, и постоянных ремонтов требуют. А у нелегалов расходов куда меньше, и доходами с государством они не делится: из сотни таксистов только десять оформили законное право перевозить людей и платят налоги. При этом нелегалы чувствуют себя безнаказанными и ведут себя безоглядно: стоят на автобусных остановках, перехватывают пассажиров прямо с автовокзала.
Казалось бы, чем больше перевозчиков, тем выгоднее нам, пассажирам, ведь из-за конкуренции таксисты должны снижать свои тарифы. Но, как показывает практика, все происходит с точностью до наоборот. Не стоит забывать и про тот факт, что для частника, будь он "легал" или "нелегал", не существует понятия "льготный проезд": частник не повезет пенсионера или школьника в тот же пос. Васильки бесплатно или за 15 рублей. Вот и получается, что АТП работает ради бабушек, а частник – ради "бабок". Вывод напрашивается один: району без АТП, как без воды, и не туды, и не сюды!
К сожалению, ситуация с районным перевозчиком характерна как для области, так и для страны в целом. А посему решение вопроса о существовании таких предприятий требует включения всех рычагов воздействия со стороны всех уровней власти и правоохранительных органов. Иначе мы, простые пассажиры, окажемся заложниками тех, кто нарушает закон, и в этом есть и часть нашей вины, мы сами садимся в салон к "бомбиле".
Кстати, о законе. С момента повышения таксистами тарифов, автор статьи вынужденно воспользовался услугами местных таксистов трижды (для моей семьи, с весьма скромным достатком имеет значение каждый рубль). Так вот, из трех перевозчиков легальным оказался только один, ему я заплатила 20 рублей. Двое других – нелегалы: на панели автомобилей не оказалось правоустанавливающих документов на перевозку пассажиров. Доехав до пункта назначения, каждому из них я протянула по 15 рублей за проезд. Один взял деньги молча, другой озвучил желаемую для него сумму – 20 рублей, на что я предложила проехать в участок полиции, где бы он, водитель, написал на меня заявление о том, что я не заплатила ту сумму, которую он хотел. После данного предложения претензий ко мне не осталось…