На смену ураганному ветру, который бушевал в Хакасии на прошлой неделе, пришли крепкие морозы. По указанию Главы Республики Хакасия Виктора Зимина Единая система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций РХ с 19 по 26 января переведена в режим повышенной готовности. В администрации МО г. Саяногорск прошло внеочередное заседание комиссии по ЧС, где был принят ряд дополнительных мер для предупреждения чрезвычайных ситуаций. Обстановку в круглосуточном режиме мониторит Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) МО г. Саяногорск под руководством Юрия ХИРЕВИЧА. Сегодня он - гость редакции "СВ".
- Юрий Владимирович, с недавнего времени саяногорцам, попавшим в чрезвычайную ситуацию, не надо задумываться, куда позвонить, чтобы получить помощь…
- В самом деле, в Саяногорске полноценно заработал телефон "112" - единый номер для всех стран Европейского союза, по которому надо звонить в экстренных случаях. Ещё в ноябре 2017-го новое оборудование для работы системы "112" было установлено в помещении ЕДДС. Вплоть до Нового года оно проходило обкатку в тестовом режиме, а в конце декабря прошла государственная приёмка. Специально для оператора диспетчерской службы экстренного номера "112" оборудовано отдельное рабочее место.
- Что входит в обязанности оператора диспетчерской службы "112"?
- Приём и обработка саяногорских сигналов о пожарах, происшествиях или чрезвычайных ситуациях, которые поступают из республиканского центра обработки вызовов, где принимаются все звонки с номера "112" по региону. Именно в Абакане находятся операторы, которые распределяют вызовы по исполнителям.
- Каким образом распределяют они вызовы?
- Давайте представим, что человеку требуется скорая медицинская помощь, полиция или противопожарная служба. Операторы республиканского центра обработки вызовов направляют по системе специальные карточки в службы экстренного реагирования, и они начинают отрабатывать вызовы. Цель работы всей цепочки - оказать помощь при любой угрозе жизни, здоровью и имуществу, а также в случаях, когда нарушены правопорядок или условия жизнедеятельности.
- Кому передаёт информацию оператор муниципальной диспетчерской службы "112"?
- Информация, необходимая для организации реагирования, передаётся в экстренные оперативные, аварийно-восстановительные службы, сотрудники которых выезжают на место происшествия для оказания помощи. Практически все службы муниципалитета - скорая помощь, пожарная часть, полиция, коммунальные структуры и, конечно же, ЕДДС объединены системой "112" в единый механизм взаимодействия. В этой цепочке ЕДДС отведена роль координатора и помощника, ведь дежурные не только перенаправляют звонки по адресу, но и оказывают справочно-консультационную помощь жителям города.
- Хранятся ли в ЕДДС карточки после благополучного разрешения нестандартной ситуации?
- Карточки закрываются и остаются у нас в архиве. Таким образом, информация о ситуации сохраняется, и всегда можно вернуться к ней, если возникает необходимость уточнить, когда и во сколько отреагировали на сообщение, когда была оказана помощь и прочее.
- Исключает ли номер "112" обращение граждан за помощью по привычным им номерам экстренных телефонов?
- Ни в коем случае! Внедрение номера "112" не исключает возможности позвонить в случае чрезвычайной ситуации на номер "01" - в пожарную часть, "02" - в полицию, "03" - в скорую помощь. С мобильных - на номера "101", "102" и "103".
- Новый год начался в Хакасии и Саяногорске с экстремальных ситуаций. Полагаю, это хорошая возможность "обкатать" систему вызова экстренных оперативных служб…
- Когда город накрыл ураганный ветер, телефоны ЕДДС в течение нескольких дней практически не умолкали ни на минуту. Обрыв электропроводов и, как следствие, аварийные отключения электроэнергии, падение плохо закреплённых конструкций, в частности, рекламных щитов, и множество других сообщений поступали в ЕДДС Саяногорска. Из-за сугробов периодически приостанавливалось автобусное сообщение на автотрассе "Саяногорск-Абакан" и других магистралях. Например, в снежных заносах застряла машина компании "Саянмолоко", и первое, что сделал водитель, - позвонил на номер "112". А мы, специалисты ЕДДС муниципалитета, скоординировали дальнейшие действия.
- В заключение предлагаю сформулировать суть единого телефона службы спасения "112"…
- Она на поверхности: помочь человеку в той или иной чрезвычайной ситуации. Для того служба и создана. Пользуясь случаем, обращаюсь к саяногорцам: если вы попали в беду, набирайте номер "112". Звонить можно как со стационарного, так и с сотового телефонов.