Помните в "Весёлых ребятах": "Тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадёт"? Это как раз про нашего сегодняшнего героя. Пропасть ему при всём желании не удастся, ибо, где бы он ни появлялся - в заснеженном селе под Красноярском или на солнечной Кубе, - всюду вокруг него начинает звучать музыка, зажигаются улыбки, а сам он тотчас же принимается фонтанировать безумными творческими идеями. Создатель легендарных коллективов "Эксперимент", "Оя" и "Клай", композитор, музыкант (играет, кажется, на всём, что способно издавать хоть сколько-нибудь мелодичные звуки) - это он, Василий ГОГУНСКИЙ, который на днях отметил 70-летний юбилей. А кто, спрашивается, поверит?..
Все предпосылки
Поверить, правда, придётся. Ибо сам виновник торжества с очень серьёзным лицом заявляет: "Я помню, как родился. Помню, свет, облака…". Причём будущий создатель "Эксперимента" умудрился появиться на свет в семье весьма музыкальной, чем раз и навсегда определил свою дальнейшую судьбу. Отец Василия Николаевича - фронтовик, виртуоз-самоучка, прекрасно играл на балалайке и гармошке и потому был незаменим на деревенских праздниках, тем более с его-то знанием частушек!
- Неприличных особенно, - смеётся Василий Николаевич. - В колхозе без этого никак. Отец начнёт, женщины тут же подхватывают - да ещё похлеще загибают!..
Мама нашего героя на инструментах не играла - с семью детьми некогда было обучаться музыкальной премудрости. Но вкус и жадная любовь к музыке и искусству вообще у этой простой женщины были уникальными. Она не пропускала ни одного концерта по радио, а вечером, уложив спать своих "многочисленных" ребятишек ("У нас в деревне были семьи и по 14 детей, мы считались "середнячками", - комментирует Гогунский), смотрела балет. Досуг, прямо скажем, не самый популярный в деревне.
Окончив восьмилетку в родном колхозе Жеблахты Ермаковского района, наш герой вместе с сёстрами отправился в Черногорск, в школу-интернат. Отец, понимая, как важна его отпрыскам возможность заниматься музыкой, спортом, употребил для этого всё своё влияние, все льготы, полагающиеся ему, инвалиду войны. Ведь в интернате для талантливых и любознательных ребятишек был сущий рай: пианино, духовой оркестр, хор, вокальные кружки…
- Там я по-настоящему соприкоснулся с музыкой, - говорит Василий Николаевич. - Мы с моим приятелем Валерой Лохмытко увлеклись игрой на пианино: импровизировали в четыре руки. Педагог заметил наши упражнения и стал с нами заниматься…
Музыка, "чувихи", служба
Окончив интернат, друзья махнули в Красноярск - поступать в музыкальное училище. На вступительных экзаменах, они, мальчишки, без специального образования, покорили комиссию своим наивным: "Мы вот тут музыку сочинили. Послушайте!". Взяли аккордеон, положили горизонтально, один меха тянет, другой - клавиши нажимает. Комиссия посмеялась и… приняла!
Парней зачислили на дирижёрско-хоровое отделение. Впрочем, и здесь давались все необходимые юным виртуозам знания: общее фортепиано, общий баян…
- Помню, пришёл как-то на баян, а там девочка играет "Турецкий марш" Моцарта. Я думаю: "Ни фига себе! Я так никогда не смогу!". Но ничего, через полгодика догнал и даже перегнал.
А главное, ребят вскоре зачислили официально, а это означало стипендию. Жить стало легче, жить стало веселей. Ведь родители при всём желании помочь не могли, и прежде, чтобы сводить концы с концами, Гогунский сотоварищи вынужден был разгружать вагоны с углём и цементом.
По окончании училища наш герой по распределению отправился преподавать в Канск, в педучилище. Воспоминания о тех временах остались самые радужные. В группе 30 девчонок, но ни о каких романах речи не шло: молодого педагога вот-вот должны были забрать в армию.
Правда, он успел подружиться со своими подопечными, завоевать авторитет и даже съездить вместе на колхозные поля на уборку урожая, первым делом договорившись с председателем, чтобы его ребят (точнее девчат) кормили как следует.
- Сам поголодовал, так решил, что всё сделаю, лишь бы они ели, сколько влезет, - говорит Василий Николаевич.
Стоит ли удивляться, что провожать 19-летнего преподавателя в армию сбежалась вся группа. Будущие сослуживцы рядового Гогунского просто дар речи потеряли, увидев, как к нему по ночному перрону несётся три десятка "чувих".
Музыка не миновала Гогунского и в армии. В начале службы в ВВС, которая проходила в Казахстане, недалеко от Байконура (так что встречи с космонавтами, в том числе такими прославленными, как Титов, были неизбежны), Потом командир части, разглядев особые способности, определил его в музвзвод. И там Гогунский тоже умудрился создать ансамбль, который занимал все первые места на всевозможных смотрах.
Рождение легенды
Кажется, это была судьба - создавать успешные коллективы. Но главное "творение" нашего героя ждало впереди, когда приятель позвал его после дембеля на работу в Дом культуры в селе Сухобузимо, что недалеко от Красноярска.
То есть как такового ДК там не было, а была старая недействующая церковь, где в подвале с промёрзшими трубами, земляным полом и отсутствием электричества будущий цвет великолепного "Эксперимента" собственноручно строгал гитары и ваял аппаратуру.
- Нам так это нравилось! Мы работали просто фанатично! Один на когтях забирался на столб, сбрасывал вниз провода. Мы зажигали костёр прямо на земляном полу и там, в подвале, делали инструменты по когда-то увиденным картинкам. Парни, если ездили в Красноярск, "разоряли" телефоны-автоматы - добывали из них магнитики для звукоснимателей. На колонки шли динамики из киноаппаратуры со всех окрестных клубов…
Началась весна, а с нею смотры. Первым делом "Эксперимент" произвёл фурор в родном ДК. Потом молодые музыканты вышли на район, а там и краевой конкурс в Красноярске, где заняли первое место, затем их отправили на международный фестиваль в Казань.
В Красноярске экспериментовцы подружились с прославленным ансамблем "Танцы Сибири" Михаила Годенко, и те из дальних командировок привозили товарищам-музыкантам настоящие сокровища вроде бас-гитары с корпусом, похожим на скрипичный (как у самого Маккартни!).
Как победители престижных фестивалей ребята из "Эксперимента" ездили по Всесоюзным стройкам: БАМ, Саяно-Шушенская ГЭС... В Черёмушках молодых и талантливых так хорошо приняли, что… ВИА практически полным составом переехал с севера на юг, в посёлок гидростроителей.
Вместе экспериментовцы участвовали в субботниках, возводя будущий Дворец культуры "Энергетик". И радостно рассуждали: здесь вот будет сцена, где мы споём! А пока что с аншлагом выступали в БелАЗовских боксах, куда набивалось по две тыщи человек… Более десяти лет коллектив занимал первые места на конкурсах.
Дружба народов
Удивительное дело, но случались у молодого коллектива и заграничные поездки. Сначала была Болгария, Румыния, Югославия, затем целый морской круиз: Турция, Греция, Гваделупа, Канарские острова и - через океан - Куба. И музыки хватало везде!
- Языка мы не знали, но… Приезжаешь в любую страну, берёшь гитару и начинаешь играть "Битлз" - тут же собирается толпа и подпевает тебе! Как будто давно знакомая дружная компания собралась за праздничным столом!
На острове Свободы друзей из Союза и вовсе встречали как родных. Музыканты, минуя знаменитый ресторан "Тропикана" на 300 столиков, где пели звёзды всех мастей, набрели на небольшой кабачок, оформленный в пиратском стиле. Там на перевёрнутой дубовой бочке сидел гитарист и выводил такие ритмы! А рядом с ним, склонившись, стояла девушка и пела. Это была живая музыка, настоящая Куба. Лучшей атмосферы и придумать было нельзя!..
Преемники добрых традиций
Чтобы рассказать всё об "Эксперименте", понадобится далеко не одна газетная полоса. Но у Василия Гогунского было и ещё как минимум два детища: детский коллектив "Оя" (к сожалению, он довольно быстро прекратил своё существование (началась мутация голоса), успев при этом завоевать все возможные награды) и группа "Клай".
Название "Клай" было выбрано не сразу. Николай Гогунский (сын нашего героя), Данила Журавлёв, Катя Микулина и Марина Кричевцова - уже вовсю пели вместе, но оставались "безымянными". Их неугомонный руководитель предложил забавную затею: в течение нескольких месяцев ежедневно сбрасывать в коробку с прорезью варианты названий группы. В один прекрасный день музыканты, откупорив бутылку шампанского, откупорили заодно и коробку. И началось голосование.
- Мне очень хотелось что-то с местным "акцентом", - признаётся Василий Николаевич. - И когда вытянули "Клай", и Катя, предложившая этот вариант, объяснила, что это чистая горная речка, что впадает в Джойку, я понял: оно! В итоге родное и звонкое слово понравилось всем. И прижилось.
Ребята в "Клае" подобрались уникальные, под стать названию. Сегодня клаевцы выросли, но по-прежнему сочиняют, творят. В этом году грядёт 20-летие группы, подготовка к которому уже идёт вовсю.
Семья нашего неутомимого героя, конечно, поддерживает. Жена Галина вместе с ним вот уже 45 лет. Кроме сына Николая, у Гогунского есть ещё дочь Лена, зять, невестка, шесть внуков и трое правнуков! И, конечно, десятки песен: о любви, о родных местах, о ГЭС, о войне… Есть безусловные хиты, написанные группой "Клай". И, надеемся, к своему 20-летию коллектив порадует публику новыми песнями, которые непременно уйдут в народ. Потому что, мне кажется, автор этих настоящих и будущих коллективов живёт по очень правильному принципу, который сам он сформулировал так:
- Музыка должна писаться для жизни. Чтобы жизнь наша проходила по солнечной стороне.
Того и желаем!