Вторая межрегиональная встреча под названием "Ымай - образ материнства и защиты семьи" собрала в Саяногорском краеведческом музее членов Лиги хакасских женщин "Алтынай" из разных уголков республики, учёных Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова, а также гостей из Красноярска, Новосибирска и Таштагола (Кемеровская область). Около 120-ти человек приняли активное участие в работе просветительской площадки и обрядах поклонения у Ымай-таг.
Перед погружением в мир этники
Хакасские мелодии, словно дирижёр большого оркестра, настраивают струны души на восприятие многоголосой и многоликой этники. Этому способствует и радуга национальных костюмов, украшенных хакасскими узорами и сшитых из красных, синих, зелёных, бирюзовых, фиолетовых, розовых, салатных… тканей. Моё любование общей колористической картиной прерывает ведущая, которая предоставляет слово Главе МО г. Саяногорск Леониду Быкову:
- В нашем городе чуть больше одного процента коренного населения, но мы с уважением относимся к его культуре и традициям. Считаю, процветание общества возможно лишь при условии взаимопонимания между всеми народами, населяющими территорию отдельно взятого муниципалитета, района, региона и страны в целом…
Мудрые слова говорит Заслуженная артистка Хакасии и России, председатель лиги "Алтынай" Татьяна Майнагашева:
- В XXI веке наблюдается дефицит духовных ценностей. Поэтому главное, чтобы наша независимость была зависимой от истории и традиций каждого народа России. Ведь без дружбы народов невозможно решить ни один вопрос…
В знак признательности за гостеприимство председатель лиги дарит Леониду Быкову, руководителю городского отдела культуры Евгении Шкрум, директору краеведческого музея Сергею Кудрявцеву, активисту Саяногорского хакасского центра "Айланыс" Виктору Кочелорову обереги и памятные подарки.
Также Татьяна Андреевна подчёркивает, что мероприятие, главная цель которого - возрождение духовно-нравственных ценностей, проводится за счёт средств гранта Министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия и финансовой поддержки разреза "Аршановский".
Родной язык - путь к культуре
Наступает время просветительских лекций. У русскоязычных участников форума появляется возможность почувствовать всю мелодику хакасского языка, потому как несколько лекторов говорят исключительно на родном языке. Они воспевают хакасскую женщину - берегиню очага! Нацеливают аудиторию на необходимость сохранения языка, традиций и обычаев коренного народа республики. Рассказывают о выпуске различных словарей, книг и учебников на языке коренного народа Хакасии.
Историк Сергей Тотышев, который проводит лекцию на русском языке, переворачивает моё сознание относительно роли Богини материнства Ымай в мировом масштабе и вопросов топонимики. Например, Саяногорск (по-хакасски соен) переводится не иначе как город тувинцев.
- Праматерь всего человечества Ымай Iӌе невидима людям и постоянно находится на небе среди белых облаков, откуда следит за рождением детей и оберегает их от болезней, - совершает Сергей Михайлович экскурс в историю. - Каждый год во время осеннего равноденствия Ымай становится наиболее сильной. Люди приходят к ней за помощью, просят здоровых деток, здоровья для всех членов семьи, мира во всём мире. К Ымай надо обращаться с добрым сердцем и чистыми помыслами.
По словам Тотышева, велика роль Богини в традиционной культуре тюркских народов, как проявление общечеловеческого образа Матери. Она также почитаема у кыргызов, казахов, алтайцев и других народов. Как считают хакасы, именно женщина была создана по подобию Великой Богини Ымай.
- Каждая этническая культура на протяжении длительного времени вырабатывала собственное представление об окружающей Вселенной и своём месте в ней, - продолжает рассказ лектор. - Хакасы считали, что Вселенная подразделяется на несколько уровней, в которых проживают божества, люди, демоны и другие существа. В наиболее общем виде они делили мир на три части: Верхний (небесный), Средний (земной) и Нижний (подземный). Одним из представителей Верхнего мира является Богиня Ымай. Хакасы представляют её полной седовласой старушкой, имеющей способность летать в образе белой птицы…
Завершает работу просветительской площадки вокальная группа. Хакасскую песню в её исполнении подхватывает весь зал, и уже настоящий хор звучит в стенах музея.
Чтобы сохранить историю
Получив порцию знаний и эмоций, участники встречи отправляются в этнокультурный комплекс на берегу Енисея, где их поздравляет министр национальной и территориальной политики Хакасии Михаил Побызаков. Михаил Николаевич желает всем успехов в деле сохранения хакасского языка и хакасской культуры. А также говорит о том, что подобные мероприятия способствуют популяризации среди жителей республики главных ценностей - значимости семьи и материнства.
Только год назад я участвовала в экологическом десанте по озеленению территории этнокультурного комплекса, где кроме исторического камня - памятника тюркской письменности, ничего не было. Сегодня же за "плетёным" забором выросли русская изба, хакасская юрта, смотровая площадка, сцена… Словно реки потекли в разные стороны мраморные пешеходные дорожки. А скоро появится ещё и казачий курень!
Здесь самое время вспомнить слова, сказанные на встрече в музее Главой муниципалитета:
- Надеюсь, что комплекс, который объединит русскую, хакасскую и казачью культуры, станет одним из самых посещаемых мест республики, где каждый житель сможет познавать историю родной земли.
В ожидании встречи с Ымай
Команда: "По машинам!" предшествует нашей поездке к горе Богини Ымай (Ымай-таг), расположенной на правом берегу батюшки-Енисея. Дождик монотонно барабанит по стеклу "Газели", а туман скрывает Ымай-таг от людских глаз. Поворачиваем к великой горе, и происходит чудо! Белая пелена стремительно поднимается вверх, а дождь останавливает свой бег.
- Что-то нахмурилась Ымай, - рассуждает Виктор Кочелоров. - Да и увидеть её может не каждый…
Начинается обряд кормления Огня. Алғысчи (ведущий) усиливает звучание бубна, и выше взлетают языки пламени. После поклонения Огню женщины повязывают разноцветные чалома на юную берёзку и обращаются к Ымай Iӌе с самыми сокровенными просьбами.
Многие из них заранее смастерили лодочки из бумаги, которыми украшают дерево под пристальным взглядом Ымай. Если к лодке прикреплена стрела, значит, просят сына или внука. Цветочек и бумажная куколка - дочь или внучку.
- Смысл наших обрядов заключается в призыве людей к совершению добра, милосердия и очищению души, - подмечает Сергей Тотышев.
Не все смогли увидеть лик Богини Ымай, но мне Она позволяет запечатлеть её даже в кадре.
Оставляем покровительницу всех матерей наедине с людскими просьбами и идём на поляну, где всё готово к чаепитию с хакасским национальным чаем "Ирбен". Шиповник и душица, которую древние греки называли "дыханием жизни", придают напитку тонкий неповторимый аромат.
Бросаю в костёр фантик от конфеты, на что получаю замечание от Сергея Михайловича:
- Этого делать нельзя. У хакасов вся окружающая Природа, в том числе Огонь, считаются живыми. Горы, реки, деревья, растения человек издревле призывал в союзники, чтобы, заручившись их поддержкой, обеспечить сытую и безопасную жизнь для своей семьи.
Да простит меня Огонь! Нам, современникам века компьютеризации, ещё многому стоит поучиться у наших предков, которые жили в ладу с матушкой-Природой.
Активисты всегда в почёте
На обратном пути опять моросит дождь. Но он не в силах испортить фантастически красивое убранство мадам Осени. Да и праздник не заканчивается, а продолжается творческими выступлениями членов лиги "Алтынай" и награждением самых активных и достойных женщин, среди которых есть и наши саяногорочки. Это руководитель хакасского центра "Айланыс", известный в городе стоматолог с 33-летним стажем Надежда Тимонина и многодетная мама, носительница хакасского языка, учитель иностранных языков школы № 2 Елена Доможакова.
От души поздравляем Надежду Егоровну и Елену Николаевну!