И нет уверенности, что помешочный сбор мусора даст фору своему противнику
Мусорная реформа подкинула кучу проблем, разгребать которые нашему муниципалитету приходится то вдруг и сразу, то по мере их поступления и обострения. Только откипели страсти по неподъёмным тарифам за вывоз ТКО, всплыли иные ошибки и пробелы в работе непотопляемого регоператора: "мутные" платёжки, призрачные офисы, эфемерные договорные отношения с местными перевозчиками, которые с каждым днём всё больше сводятся на нет.
Последнее настолько стало осязаемо, что город, скорее всего, вынудят держать оборону против мусорного коллапса посредством подготовки мест для установки контейнеров…
Не мытьём, так катаньем…
Ещё совсем недавно, когда на уровне республиканских министерств (где это до последнего отстаивал Глава муниципалитета) наш город получил официально оформленное право сохранить на своей территории прежний способ сбора ТКО - при помощи мусоровозных машин и установки контейнеров в тех местах, откуда поступят заявления граждан. То есть нам разрешили комбинированный способ сбора и вывоза ТКО.
Это вполне устраивало население города, потому как менять многолетнюю привычку выносить, согласно графику, пакеты с отходами в мусоровозку люди не собирались. Предновогоднее напряжение в ожидании мусорного коллапса, когда регоператор и местные перевозчики отстаивали каждый своё место под солнцем на этом рынке услуг, заметно спало с появлением во дворах домов привычных мусоровозов. Уже тогда, начиная с января, Михаил Валов обращался к жителям города по всем мыслимым и немыслимым каналам: обязательно оплачивайте сбор и вывоз мусора по факту, по числу проживающих, потому как регоператор не оплатит услугу нашим перевозчикам, а тем не на что будет вывозить мусор. Да и бесплатно работать они не подписывались.
Но мы до сих пор не разобрались со своими "обидками" и обоснованными претензиями к регоператору: неразберихой с "мёртвыми душами" в платёжках или вообще их отсутствием, с недозвонами в офисы компании, с трудностями оплаты за услугу в банках, отсутствием льгот тем, кто исправно оплачивает эту коммунальную услугу. Не разобрались, потому, в большинстве своём, и не платим. Чем это может аукнуться? Регоператор вновь ткнёт пальцем в закон, "перекроет гланды" нашим перевозчикам, что вынудит город повсеместно водрузить контейнеры.
Мусоровозы с нами? Не факт…
Суть обозначенной выше проблемы по косточкам разбиралась на минувшей неделе на совещании Главы города с руководителями жилищно-коммунальной сферы и представителями управляющих компаний. В самом начале серьёзного разговора Михаил Валов акцентировал внимание на том, что надо всегда надеяться на лучшее, но быть в полной готовности противостоять худшему. Дословно это прозвучало так:
- Саяногорские предприниматели, занимающиеся сбором и вывозом мусора с территории муниципалитета, могут остановить работу, - заметно волнуется по этому поводу Глава города. - Причина - в задержке платежей от регионального оператора, который ссылается на плохие сборы с населения. За январь регоператор рассчитался с перевозчиками в полном объёме, а вот за февраль лишь на 10 процентов. Прогнозы по расчётам за март уже можно предсказать, если предыдущий месяц показал неутешительный результат. Перевозчики не могут, не должны и не будут изыскивать средства, чтобы вывозить мусор из города на полигон за сотню с лишним километров. Ситуация уже сегодня близка к критической, потому что компания "Экоресурс" в настоящее время везёт мусор не на полигон, а на свалку по улице Индустриальной, которая и без того забита под завязку. Предполагаю, что в мае возникнет проблема по договорным обязательствам между регоператором и компанией "Чистый город". Не факт, что договор будет продлён. Что тогда?
- Почему регоператор до сих пор не заключил договор с РКЦ, чтобы население без проблем оплачивало услугу? - задаёт резонный вопрос руководитель управляющей компании "ЖЭО-2" Светлана Тишковская. - Не было бы никаких проблем с проплатами.
- Мы сами производим начисление за коммунальную услугу, - включается в разговор представитель ТСЖ. - Заключили договор с "Аэросити", собрали деньги, а регоператор по сей день не выставил нам счета на оплату.
- По 8-13 вообще ни одной платёжки не было от регоператора, - возмущается руководитель хозяйствующей на доме компании.
Кто виноват в том, что появилась реальная угроза приостановки работы местных перевозчиков, рассуждать можно до бесконечности. Но на повестке совещания стоял другой вопрос: что с этим делать? Были даже предположения, что "Аэросити" приведёт в город сторонних перевозчиков, которые и займут эту нишу…
- Это будут не те мусоровозы, которые обязаны по графику вывозить мусор с наших дворов и улиц, - развеивает сомнения Михаил Валов. - Такой поворот означает, что муниципалитет будет обязан перейти исключительно на контейнерный сбор ТКО. А регоператор загонит сюда два-три КамАЗа, которые будут вывозить контейнеры для разгрузки на полигон. Никто не говорит, что именно так и случится, но город должен быть готов к такому развитию событий в случае, если встанут наши мусоровозы.
МЫ идём на ВЫ
А далее на совещании разговор пошёл об определении мест для установки контейнеров, что, конечно, является большой проблемой. Придомовые территории давно "обросли" детскими игровыми площадками, появились парковки для автотранспорта, проложены тротуары. Наблюдая за тем, как на каждом шагу спотыкается мусорная реформа, региональный оператор диктует свои условия, а местным перевозчикам при этом трудно удержаться на плаву, возникла реальная потребность изыскивать места для размещения контейнеров.
При администрации муниципалитета уже создана и работает комиссия по определению и согласованию площадок под контейнерный сбор мусора. По словам заместителя Главы МО г. Саяногорск по ЖКХ, строительству и транспорту Сергея Борисова, от учреждений города уже поступило десять заявок, четыре площадки прошли процедуру согласования. Ранее планируемый переходный период предполагал установку контейнеров с первого сентября в тех местах и на тех территориях, откуда по согласию жителей поступят заявки. Так или иначе, городу всё равно необходимо работать (и комиссия уже это делает по отдельным заявкам) по определению мест накопления ТКО - контейнерных площадок. В самом крайнем случае, если с мусорного рынка уйдут местные перевозчики, на территории муниципалитета появится необходимость в создании 150-ти таких площадок, на которых предстоит разместить 500 контейнеров.
- Мы вынуждены заниматься этой проблемой, - констатировал неоспоримый факт Глава муниципалитета. - В течение двух-трёх недель должны определиться с площадками под контейнерный сбор мусора, место расположения которых обязано отвечать всем требованиям СанПиНа. Ещё раз подчёркиваю: очень надеюсь, что в таком количестве контейнеры нам не понадобятся, если местные перевозчики смогут продолжить работу.
Надо, город, надо…
С доводами Главы города согласились практически все руководители управляющих компаний, выразив при этом готовность активно участвовать в работе муниципальной комиссии. Хотя некоторые из них глубоко засомневались, что жители подведомственных им многоквартирных домов дадут "добро" на установку контейнеров на придомовой территории, собственниками которой они являются. Их беспокойство обязательно вызовет ещё один вопрос - финансовый. Расходы на установку и обслуживание мусорных площадок (в зависимости от того, где они будут располагаться) лягут либо на плечи "управляшек" (читай: жителей), либо на муниципалитет.
В настоящее время специалисты администрации города готовят график работы комиссии по определению мест для контейнерных площадок. Вывоз мусора на свалку - законная обязанность регионального оператора. Содержание таких площадок - зона ответственности управляющих компаний и жителей многоквартирных домов.
Через две недели Глава муниципалитета вновь пригласит на совещание руководителей коммунальных служб и ведомств. За стол переговоров сядут и представители местных перевозчиков, и регионального оператора, чтобы совместно решать общие проблемы и вопросы.
А пока… Компания "Экоресурс" продолжает вывозить мусор из посёлков Майна и Черёмушки на свалку в районе КСРЗ, без того напрочь забитую отходами. Добровольный благотворитель Владимир Попандопуло вывозит оттуда мусор тоннами на Усть-Абаканский полигон, но свалка тут же пополняется новыми объёмами ТКО, потому как на транспортные расходы у перевозчика отсутствуют финансовые средства. Другой перевозчик - ООО "Чистый город", чтобы хоть как-то свести концы с концами, вывозит мусор на базу "Ива" для перегрузки и сортировки, чем нарушает обязательный для всех закон.
Скажите, можно после этого нашему городу уповать на то, что местные перевозчики останутся на рынке услуг по сбору и вывозу мусора? Простите, на какие шиши они будут возить его за тридевять земель без полной оплаты регоператором их услуги, без возможности сортировать и прессовать мусор в отсутствие в городе перегрузочной станции? Так что встретим контейнеры жидкими аплодисментами…
Хорошая новость
Совет развития с участием Главы Республики Хакасия и министра экономического развития, на котором, в том числе, будет принято ключевое решение о придании статуса проекту строительства городского полигона ТКО, состоится в администрации МО г. Саяногорск 24 апреля.
Подчиняться правилам обязаны
Основные требования к местам сбора и накопления ТКО следующие.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти мусоросборников.
Специальная открытая площадка для установки мусоросборных контейнеров должна иметь твёрдое водонепроницаемое основание с бетонным или асфальтовым покрытием, ограничение бордюром (ограждение из стандартных железобетонных изделий или других материалов) и зелёные насаждения (кустарники) по периметру. Площадка должна оборудоваться свободными подъездными путями для автотранспорта, что обеспечит удобный забор мусора из контейнеров.