В любом деле есть свои мастера, которым подражают, ими восхищаются, коллеги и ученики вспоминают о них с теплотой. Самых ярких и неординарных знают в лицо, но не стоит забывать и про молодых специалистов, которые только-только пробуют себя в профессиональной сфере. Среди них можно встретить талантливых и смелых, а самое главное - безгранично влюблённых в свою профессию!
Работа преподавателя трудна, она требует много сил и любви. Учителям со стажем и опытом легче находить общий язык со школьниками даже в самые переломные моменты их жизненного пути. А как чувствуют себя молодые специалисты в сфере образования? На этот и другие вопросы ответят начинающие учителя начальных классов школы № 6 Дарья КОВАЛЁВА и Татьяна БАРАНОВА.
- Девушки, пожалуйста, расскажите немного о себе…
Дарья: Родилась я в селе Белый Яр, там же окончила школу и поступила в Институт непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова. Позади пять лет учёбы "на бюджете", дополнительный профиль "Право". А теперь… Заканчивается моя первая учебная четверть в школе!
Татьяна: В 2005 году наша семья переехала в Очуры из Тувы. Окончив школу, поступила на специальность "Преподавание в начальных классах" Минусинского педагогического колледжа им А.С. Пушкина. Параллельно прошла курсы гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили "Основы гуманно-личностного подхода к детям", получила диплом, устроилась на работу и подала документы в Институт непрерывного педагогического образования ХГУ на специальность "Преподавание в начальных классах". В Саяногорске, как и моя коллега, только первый год работаю в школе.
- Что повлияло на ваш выбор - стать учителем?
Дарья: Тут не обошлось без маминого примера. У неё образование дошкольного педагога с большим стажем работы в детском саду.
Татьяна: Мама - пример для подражания. Особенно если речь заходит об образовании детей. У меня всегда было и остаётся огромное рвение к освоению этой профессии.
- Расскажите о педагогах, которых вы считаете авторитетами.
Татьяна: Авторитетом для меня навсегда останется первый учитель. В Очурской школе с 1 по 4 класс нас вела Елена Виссарионовна Бирюкова. Замечательная женщина! Вторая мама! Ещё я очень любила учителей математики и русского языка Санию Григорьевну Ильяшенко и Любовь Петровну Краснобаеву. Каждая запомнилась "особыми" подходами объяснения материала. Например, Сания Григорьевна называла нас "безарбузниками" (не все хотели заниматься математикой), говорила, что нам нужно объяснять "на уровне табуретки". Было много весёлых моментов.
Дарья: Школьных преподавателей всегда приятно вспомнить, но не стоит забывать и институтских. Хочется сказать огромное спасибо за знания и колоссальную поддержку на протяжении всего обучения Марине Леонидовне Мальчевской и Вере Васильевне Косовой! Для меня эти педагоги - пример для подражания! Смотришь на них, и появляется огромное желание стать такими же.
- Ваши преподаватели - как компасы, указывающие направление на педагогическом поприще…
Татьяна: Работая в школе, мы продолжаем учиться. Когда наши дети в спортзале, старшие коллеги приглашают нас на свои уроки. Наблюдая за работой опытных педагогов, берём на вооружение новые идеи, приёмы. Это здорово!
- Используете новомодные методики преподавания?
Татьяна: Было бы оборудование… Понимаете, в колледже нас учили, что на уроке должна быть наглядность. Например, презентации или игры. А для чего-то нового и современного нужно дорогое оборудование, которое школа себе позволить не может.
Дарья: К такому оборудованию относится интерактивная доска. На ней можно использовать что-то из новых разработок. Но пока довольствуемся тем, что есть: видео- и аудиозаписи или дидактические игры.
- На ваш взгляд, в чем особенность преподавания в начальной школе?
Татьяна: Я веду первый класс и понимаю, что у семилеток преобладает наглядно-образное мышление, то есть им нужно не только слышать, но и видеть, а ещё лучше - ощущать то, что им говорят или показывают. Мы делаем объёмные модели цифр, букв, чтобы ученик буквально почувствовал себя на месте буквы или цифры.
Дарья: Не обходится и без трудностей. Например, первые два урока проходят почти идеально: дети ловят каждое слово, готовы отвечать и запоминать. После большого перерыва, к третьему уроку, они уже начинают зевать, скучать, крутиться… Привлечь детское внимание становится сложно.
- Вы так хорошо работаете с младшими классами! А была ли у вас практика в подростковой среде?
Дарья: Только у меня был такой опыт. На университетской практике я преподавала историю и обществознание в 11 классе. Но поняла, что для средних и старших классов предпочтительны более опытные педагоги. А нас подростки воспринимают как равных себе. Отсутствует субординация…
- Складываются ли у вас доверительные отношения с родителями учеников?
Татьяна: Недавно я провела первое родительское собрание, где затронула тему помощи родителей своим детям в приобретении определённых навыков. Мы в семилетнем возрасте уже умели писать, считать и читать, а сейчас некоторые ученики приходят в школу совершенно не готовыми к обучению. По ребёнку видно, занимаются с ним или нет.
Дарья: Почему-то некоторые родители считают: это обязанность учителей. Нет, сначала - воспитателей в детском саду, которые должны научить дисциплине, а учитель в школе - считать, писать, читать…
- Чем увлекаетесь в нерабочее время?
Татьяна: С пятого класса занимаюсь волейболом. В колледже продолжила, но, выйдя на работу, убедилась, насколько сложно выкроить время для хобби. Однако вскоре в школе пройдут соревнования по волейболу, и я буду участвовать.
Дарья: С трудоустройством в школу свободного времени практически не осталось, это факт. В школьные годы увлекалась спортом, рисованием, танцами и многим другим. До переезда в Саяногорск ходила на занятия по йоге и в ближайшее время планирую продолжить. Также начала изучать психологию. Люблю играть в шахматы. Навыки рисования пригодились в работе.
- Есть ли у вас девиз, с которым вы идёте по жизни?
Дарья: Всегда стараюсь любое дело доводить до конца. Это тренирует внутреннюю дисциплину.
Татьяна: Девиза у меня нет, но ещё в колледже я прониклась восточной мудростью: "Настоящий учитель - тот, кто готов спуститься с вершины своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение".
- Прекрасные слова! Благодарю вас за беседу. Желаю удачи на профессиональном поприще!