Рубрика "PRO Молодость" продолжает знакомить читателей с молодыми специалистами города. Каждый год школы с нетерпением ждут тех, кто готов делиться знаниями, чья душа горит любовью к детям.
Преподаватель английского языка лицея № 7 Наталия ШКРУМ уверена, что не всегда лучшая жизнь ждёт только в больших городах или за границей.
В родном краю лучше…
Любимая школа… Знакомые стены, классы и учителя, которые продолжают наставлять теперь уже не как ученика, а как молодого специалиста. Наталия Шкрум признаётся, что никогда бы не променяла стены родного лицея на работу в другом месте.
- После того, как я окончила Новосибирский государственный университет по специальности "Лингвист. Английский, французский языки" и начала размышлять о том, куда пойти работать, ответ пришёл почти сразу же. Родом я из Саяногорска, так почему бы не вернуться в родной лицей? Сплошные плюсы: во-первых, дома, рядом родители, а во-вторых, школа, где уже всё знакомо. Как никак я проучилась в ней 11 лет.
Ещё раньше так же легко решился вопрос выбора профессии. Есть хороший пример рядом - почти вся семья работала в школе, начиная с прабабушки и прадедушки. Настоящая династия! Наталия пошла по стопам бабушки и связала свою жизнь именно с иностранными языками. Ученицей она всегда принимала участие в республиканских, всероссийских олимпиадах по английскому языку. Французский "запросился в друзья" уже в институте.
- Конечно, нет предела совершенству, я очень хочу свободно владеть обоими языками, но английский навсегда останется на первом месте. Спасибо учителю лингвистического центра Ирине Корытиной за такие глубокие знания языка и любовь к своему делу, - говорит Наталия.
- Кстати, да, она знает, как увлечь учеников. И не только изучением правил или произношения. Всегда было интересно слушать её рассказы о культуре Англии, памятниках Лондона… Она даже показывала проездной билет на знаменитый двухэтажный красный автобус! Рассказывала, как ехала на втором этаже, и все достопримечательности города видела как на ладони… Потрясающе!
- Вот именно к этому, я считаю, и должен стремиться хороший педагог. Использовать не только то, что написано в учебнике, а через яркие, запоминающиеся детали донести материал так, чтобы ребёнок действительно запомнил. И кто знает, может кто-нибудь из них тоже захочет изучить новый язык гораздо глубже. Тем более что сейчас элементарные знания английского необходимы в поездках за границу, да и многие институты принимают к себе учеников по обмену из Америки или Европы, - размышляет Наталия.
Особые отношения
Наталия даёт знания ученикам 3-5, 7 и 11 классов. И к каждому нужен особый подход. Но молодой педагог уточняет, что нежелание ученика получать знания - это отражение его отношения ко всей учёбе в целом, не только к английскому, и не принимает это как личную неудачу.
- Как вы считаете, должен ли педагог участвовать в воспитании учеников или его основная задача - самому всегда быть готовым к занятиям?
- С учётом того, сколько времени дети проводят в стенах школы, и все эти часы мы наблюдаем за ними, без воспитательного момента с нашей стороны никак не обойтись. Школа учит следовать правилам, вырабатывает аккуратность… Когда среди учеников такой разный возраст, сложно найти баланс, чтобы урок не прошёл впустую, и ученики могли что-то запомнить и потом рассказать.
Продолжая разговор об отношении с учениками, Наталия поделилась, что в вопросе субординации самым нестабильным и непонимающим границ становится именно седьмой класс. Это то время в жизни любого подростка, когда хочется почувствовать себя взрослым, а значит - с учителем, тем более, молодым, можно вести себя "как с подружкой". Приходится, обходя и сглаживая конфликты, показывать ребятам рамки дозволенного.
- Для меня они всегда дети, даже 11 класс. Хочется верить, что они уже взрослые, они охотно это показывают: учатся, участвуют активно в общественной жизни школы, но для меня внутри они навсегда останутся детьми.
Новый язык - новая душа
- А есть страна, куда вы сами мечтаете съездить?
- Конечно! Больше всего хочется побывать в Англии. Увидеть своими глазами все те замки, мосты и площади, про которые нам рассказывали на уроках, узнать, как живут настоящие англичане, попробовать знаменитые блюда их кухни. Я говорила уже, что институты почти каждый год принимают иностранных студентов к себе, а за границу отправляют русских ребят, самых отличившихся. И я хотела уехать по обмену, но не удалось. Самое сложное в этом даже не вопрос прохождения конкурса по программе, хотя он был очень серьёзный и большой, а получение визы. Множество анкет, документов для заполнения…
Любому всегда есть чему поучиться. Даже мастеру. А молодость - это время не только проб профессиональных навыков, но и развитие совершенно новых. Наталия планирует не останавливаться на изучении двух языков. Вскоре в список друзей добавится ещё и немецкий. Оказалось, что проблему наложения одного языка на другой можно легко преодолеть.
- Когда я в университете изучала французский, этот шок, желание прочесть что-то на английский манер постепенно исчезли. Пришло осознание, что каждый новый язык - это своя система, своя история. Поэтому сейчас немецкий мне даётся намного легче, чем, если бы я начала изучать его сразу же после английского.
Но именно то, что каждый язык настолько уникален и сложен, делает его ещё более захватывающим. Сам человек, погрузившись в новую непривычную культуру языка, становится другим.
- Очень хорошо, если хотя бы один иностранный язык человек изучит на должном уровне и всё время будет практиковаться. Наталия, из разговора с вами я поняла, насколько сложна работа учителя, особенно если работаешь с таким большим количеством классов. Она требует много терпения и помощи, мудрого совета от старших коллег. Как вы справляетесь с трудностями?
- Главное - смотреть на вещи позитивно. В некоторых моментах даже с иронией. В жизни не бывает такого, что выхода нет или всё всегда плохо. Нужно лишь поискать выход или смешинку, которая разрядит обстановку и поднимет настроение!