В 1973 году в посёлке Означенное на базе Кибик-Кордонского месторождения мрамора выдал первую продукцию комбинат "Саянмрамор". Продолжалась укладка бетона в основные сооружения и водосливную часть плотины Саяно-Шушенской ГЭС, в ожидании строителей СаАЗа томилась Койбальская степь. В это время многообещающие перспективы открылись перед выпускницей Абаканского педучилища Люсей Фроловой, которая приехала сюда по распределению.
Незаметно пролетели 46 лет. И совсем не Люся, а Людмила Моисеевна Зубова возглавляет в настоящее время муниципальное дошкольное учреждение комбинированного вида № 20 "Дельфин", является одной из наиболее авторитетных заведующих детскими садами Саяногорска. Девятого декабря она отметила юбилейный день рождения.
Это её выбор
Как ни крути, а всё в этом мире циклично. Каждый виток - это усовершенствованный повтор предыдущего. Например, в Чехане Таштыпского района прижился в помещении бывшей казармы детский сад. Дочка начальника заготовительного участка Моисея Фролова никогда не проходила мимо дошкольного учреждения. Ей нравилось играть и гулять с ребятишками, мыть их запачканные ладошки. Неудивительно, что по окончании восьмилетки девушка поступила учиться "на воспитателя".
Спустя годы она переступила порог ведомственного детского сада барачного типа СМП-146. Многоопытная заведующая Людмила Вдовина сразу разглядела в ней задатки лидера и прочила большое педагогическое будущее. Через год новый руководитель дошкольного учреждения Нэля Врублевская усадила Людмилу в кресло старшего воспитателя.
- Нэле Николаевне я благодарна за то, что раскрыла передо мной весь свой багаж педагогических знаний. Она очень хотела, чтобы я осталась у неё. Я и отработала два года, а потом жизненная стезя вывела меня на другие рубежи.
Начнём с того, что жёсткий, но справедливый начальник СМП-146 Ростислав Самойлович уважал молодёжь и в конечном итоге "сбил" на предприятии молодёжный совет. Секретарь партийной организации Мария Решетникова искусно тасовала "молодёжную колоду" - кого куда. В конечном итоге пригласила Людмилу Фролову на работу по совместительству в горком партии на обмен комсомольских билетов. Там её заметил молодёжный лидер Вячеслав Чеглов: переходи да переходи в горком комсомола. На дворе стоял год рождения города - 1975-й…
- Зачем? У меня хорошая работа в детском саду, - парировала Людмила.
- Всё равно переходи инструктором в орготдел… Вон сколько писем пришло со всех уголков Советского Союза. Кто на них отвечать будет?
Тогда актуальным был девиз: "Если тебе комсомолец имя - имя крепи делами своими". Десять незабываемых лет в горкоме комсомола Людмила крепила не только ударной работой, но и дружбой, отголоски которой волнуют её душу по сей день. На тридцатом году задумалась: пора уступать место юным… Прощай, комсомольское братство!
Непросто садиками руководить
Два трудовых года Зубовой остались в отделе кадров СУ-69. Но настал момент, когда руководство фирмы задумало "родить сыночка" - комбинат детских дошкольных учреждений (КДДУ) с четырьмя детскими садами в составе - "Солнышко", "Дельфин", "Ласточка" и "Сказка". Заместитель генерального директора Саянстроя по соцкультбыту Лариса Самусева отправила Людмилу Зубову, будущего методиста КДДУ, и начальника ЖЭКа Юрия Цепковского за опытом в Челябинск. Цель командировки - посмотреть, насколько удобна и жизнеспособна модель функционирования детских садов под крышей жилищно-коммунальной конторы.
- Интересный опыт прижился на нашей почве, - легко всплывают в воспоминаниях Людмилы Моисеевны события середины 80-х. - Хотя детские сады и числились при ЖЭКе, по сути, они были самостоятельными. А так как по-прежнему оставались ведомственными, директор КДДУ или заведующие имели возможность пойти к генеральному директору, поплакаться ему в жилетку в расчёте на понимание и участие. Так мы отработали восемь счастливых лет.
Между тем ударными темпами строились корпуса Саянского алюминиевого завода и микрорайоны города, бойцы комсомольско-молодёжных отрядов создавали семьи и остро нуждались в жилье и детских садах. Группы трещали по всем швам - до 45 человек списочно, хотя в то время в Саяногорске ежегодно сдавали как минимум две школы и три детсада. К началу перестройки почти 30 дошкольных учреждений открывали двери для малышей, а сегодня - 14. Никто не спорит: то время было интересное, и детей рождалось больше.
Вместе со всей страной Зубова пережила эпоху перелома, которая породила хаос в экономике и страх в умах людей. Предприятия боролись за место под солнцем и потому без оглядки избавлялись от "балласта". И фирма "Саянстрой" не исключение: 13 ноября 1993 года детские сады были отправлены на централизацию в городской отдел образования. Этот день стал точкой отсчёта в трудовой биографии Людмилы Зубовой: она приступила к исполнению обязанностей заведующей детским садом № 20 "Дельфин".
Лучшей профессии отданы годы
Уже 26 лет прошло с тех пор. Многое изменилось в жизни героини нашей зарисовки - рассталась с мужем, выучила и выдала замуж единственную дочь Олесю, стала бабушкой очаровательных внучки и внука, перевезла к себе маму, инвалида первой группы, и 13 лет нежно заботится о ней. Неизменным осталось одно - работа, от которой она не свободна ни днём, ни ночью, ни в праздник, ни в выходной день. За неё, любимую, получено множество поощрений в виде Почётных грамот, Благодарственных писем и Дипломов.
За что она так обожает свой труд? Вам слово, Людмила Моисеевна…
- Моя работа - это, в первую очередь, общение с людьми, - мгновенно выдаёт она ответ (у Людмилы Зубовой отличная реакция!). - Люди все разные - молодые, возрастные, совсем возрастные. Но коллектив в "Дельфине" подобрался очень работоспособный и доброжелательный. Большинство воспитателей - стажисты, но и обновление кадров имеет место быть.
И, конечно, дети - наша отдушина. Они у нас с ограниченными возможностями здоровья. Среди них много с задержкой психического здоровья, и аутистического спектра (дети-аутисты). Почему факт увеличения в обществе числа "особенных" детей стал реальной действительностью? Я проанализировала ситуацию и пришла к выводу: часть вины лежит на родовспоможении (ребятишки, в основном, "кесарята"), часть - на родителях, образ жизни которых далёк от идеального.
Раньше мы не знали масштабы детского нездоровья. Помню, когда я первый раз увидела маленького человечка в инвалидной коляске, со мной случилось подобие столбняка: почему? Сегодня детский сад "Дельфин" посещают 93 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Для их реабилитации у нас есть бассейн, сауна, опытные плаврук и массажист, физиокабинет, усиленный штат медперсонала...
Уже пятый год по весне привлекаем ребятишек с ДЦП (с четырёх месяцев до двух лет) в группы кратковременного пребывания. За этими детьми идёт отдельное финансирование, но, главное, они выручают нас, когда начинается комплектование на очередной учебный год. Например, в одной группе 19 детей, добираем ещё 6 человек, и новая группа готова. Эти дети легко адаптируются: детский сад они знают, обстановка им знакома.
У нас ежегодно формируются шесть групп детей с ограниченными возможностями здоровья - с нарушениями опорно-двигательного аппарата, плоскостопием, нарушением осанки и ДЦП (колясочники), три группы - с задержкой психического развития (пограничные с аутизмом и умственной отсталостью), одна разновозрастная группа детей с умственной отсталостью и интеллектуальным недоразвитием (в этом году 12 человек - аутисты, дети с синдромом Дауна и умственной отсталостью), одна - просто логопедическая.
Недавно в городе прошёл конкурс "Поверь в себя" среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребятишки шикарно читали стихи - с эмоциями, выражением, движениями… В номинации "Художественное слово" четыре победителя - из "Дельфина". Немудрено, что после такого внимания к их способностям некоторые из наших воспитанников мощно развиваются и из детского сада идут в массовую школу. Но таких немного - три-четыре человека с выпуска. А если какие-то психические процессы остаются неразвитыми, наших выпускников ждут в речевых классах и классах с задержкой психического развития коррекционной в школе-интернате № 8.
Конечно, нелегко приходится нашим воспитателям, но я очень благодарна им за то, что за все годы - ни одной жалобы от родителей. В первые месяцы некоторые наши воспитанники могут "сходить" на пол, целый день остаются в памперсах. Иной раз не поймёшь, что просят, потому что они неговорящие. У них нет режима, потому что спать не умеют. Воспитатели садятся рядом, каждого гладят, шепчут на ушко ласковые слова, чтобы ребёнок отдохнул, и всегда радуются, если он уснул.
Мы живём насыщенно, потому что ежедневно и ежечасно организуем "пространство для больших возможностей" (читай - пространство любви) детей с ограниченными возможностями здоровья. Наша творческая деятельность наполняет жизнь "особенной" детворы новыми впечатлениями и новым социальным опытом. С нашей помощью они поднимаются до уровня "солнечных" детей, а "солнечные" дети - счастье в доме!