Водоснабжение Ай-Дая - проблема, которую закрыть не удаётся не первый год. Настоящую школу мужества пришлось пройти сначала при строительстве водопровода как администрации города, так и жителям посёлка. Казалось бы: ещё немного - и вода пойдёт в дома потребителя. Но не тут-то было…
Изначально планировалось, что обслуживание сетей централизованного водоснабжения посёлка возьмёт на себя компания "Байкалэнерго" - ресурсоснабжающая организация, в ведении которой коммунальные сети всего муниципалитета. Однако брать на себя дополнительную нагрузку организация не стала, мотивируя отказ грозящими серьёзными расходами и предполагаемыми убытками.
- Обслуживание без малого 400 домовладений и многокилометровый водопровод, протяжённость которого составляет десятую часть всех городских сетей, компания "Байкалэнерго" посчитала экономически неокупаемым видом обязательств, - прокомментировал отказ ресурсоснабжающей организации Глава муниципалитета Михаил Валов. - Низкий тариф по воде, несвоевременные выплаты выпадающих доходов из республиканской казны - всё это также легло в основу решения, принятого ресурсниками.
Выходом из создавшейся ситуации администрация города посчитала передачу оборудования подстанций и сетей по водоснабжению посёлка на баланс комбината благоустройства и озеленения. Сегодня и сейчас воду в дома жителей Ай-Дая никто не подаст, потому что для осуществления этой мечты понадобится целый комплекс подготовительной работы. Какой именно?
По словам директора КБО Андрея Тропина, готовятся изменения в устав учреждения, вся исполнительная документация; рассматриваются вопросы по увеличению штата специалистов и приобретению дополнительной техники для ремонта и обслуживания сетей; проводится обход и описание оборудования, которое КБО принимает на свой баланс; начат процесс формирования тарифного дела, защита которого предстоит на уровне Госкомтарифэнерго Хакасии.
- На баланс КБО передаются 13 с половиной километров сетей, 172 колодца, 64 из которых - пожарные гидранты, - уточняет директор КБО. - Плюсом к штату КБО пойдут 13 специалистов - обходчики, слесари-сантехники, сварщик, электрик, водители, работники абонентского отдела, которые будут приняты на полную ставку. Некоторое число работников будет принято на четверть ставки, на половину, на 0,3 ставки в зависимости от объёма выполняемых ими работ. Порядка 10-ти миллионов потребуется на закупку техники для обслуживания водопровода: экскаватора, манипулятора, аварийно-диспетчерского автомобиля.
На первом этапе передачи водопровода на баланс КБО расходы, которые возникнут при оформлении договоров специалистов с собственниками домовладений, на различные профилактические работы на самом водопроводе и так далее, город возьмёт на себя, - констатирует факт Михаил Валов. - В дальнейшем эти расходы, заложенные в тариф, будут покрываться платежами собственников домовладений и за счёт компенсаций выпадающих доходов, предоставляемых бюджетом республики.
На заседании, которое прошло в администрации города на минувшей неделе, Глава муниципалитета обязал своих заместителей и специалистов сферы ЖКХ в течение двух месяцев завершить необходимые работы, в том числе, по формированию тарифного дела.
- Нужно выдать жителям Ай-Дая технические условия на подключение к центральному водоснабжению, - акцентировал внимание на важной задаче Михаил Валов. - Собственникам жилья надо озаботиться тем, чтобы их коммуникации были проложены на определённой глубине. Трубы должны быть необходимого диаметра во избежание промерзания и дисбаланса, который может возникнуть при подаче воды.
И, наконец, о самом главном, чего ждут не дождутся жители Ай-Дая - подключения воды в их дома. По словам Главы муниципалитета, это событие произойдёт, скорее всего, ближе к осени...