Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Сайт г. Калининск (Калининский муниципальный район, Саратовская область)

412484, Саратовская область, г. Калининск, ул. Советская,40
телефон: 8-(845-49)-2-12-10
e-mail: tribuna-kalininsk@yandex.ru

Земельный вопрос

Заместитель министра экономического развития РФ Павел Королев дал интервью Российской газете, в котором объяснил, что будет с сельскохозяйственными землями после грядущей отмены деления земель на категории

С вступлением 1 марта 2015 года в действие нового порядка предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам и передачи государственной земли в муниципальную собственность, в оборот будет вовлечено большое количество новых участков, которые по требованию граждан муниципалитеты будут обязаны выставить на торги.

Определить, какие участки могут быть предоставлены, поможет публичная кадастровая карта.

Самое же главное для людей, по мнению Королева, это то, что впервые установлен исчерпывающий перечень случаев, когда власти вправе отказать им в продаже земли.

Раньше зачастую гражданам, пожелавшим приобрести землю, органы местного самоуправления отвечали отказом, те их обжаловали в суде, но при повторном обращении в муниципалитеты снова получали отказ, но уже по другим основаниям. Теперь есть конкретный и исчерпывающий перечень оснований для отказа в выставлении участка на торги и детальная процедура проведения этих торгов.

В рамках этого же закона вводится возможность "прирезать" к участку прилегающую государственную или муниципальную землю, если она не может быть никаким другим образом использована. Для многих это означает шанс приобрести за очень небольшие деньги полоски примыкающей земли, которые они уже фактически огородили. А государство в этом случае получит больше земли, вовлеченной в оборот.

Раньше, поясняет замминистра, чтобы наказать за самозахват, надо было выйти на место, собрать доказательства, улики, а если это юрлицо, нужно было сначала поставить проверку в план на следующий год. Плюс незначительные штрафы. Фактически земельного надзора как принудительной процедуры не существовало, вот и появлялся самострой на государственной земле. Тем более что можно захватить территорию, на которой участок не сформирован. Эта земля не является объектом правоотношений, но между тем она захвачена.

Теперь земельному инспектору через процедуру административного обследования гораздо легче выявить самозахваты. Для этого в его распоряжении есть все необходимые сведения из публичной кадастровой карты и Единого госреестра прав на недвижимое имущество, государственного кадастра недвижимости. Впервые земельный надзор и его основные положения будут регламентироваться на уровне федерального закона.

А тем, кто огородил или застроил кусочек "ничейной" земли придется поволноваться. Депутаты Госдумы в первом чтении приняли законопроект, привязывающий штрафы за самовольный захват к кадастровой стоимости земли. Захватил дорогой участок – штраф будет очень существенный. Например, за нецелевое использование участка юрлицом размер штрафа составит от 1,5 до 2 процентов от кадастровой стоимости, но не менее 100 тысяч рублей.

Заместитель министра экономического развития РФ Павел Королев:
"Земли сельхозназначения должны охраняться государством, более того, считаю, что они должны охраняться в приоритетном порядке".

Что касается законопроекта об отказе от деления земель на категории и переходу к территориальному планированию, который критикуют аграрии, считающие, что это приведет к массовому выводу земель сельскохозяйственного назначения из сельхозоборота для застройки, чиновник отметил: "Мы полностью солидарны с главным тезисом критиков закона о том, что земли сельхозназначения должны охраняться государством, более того, считаю, что они должны охраняться в приоритетном порядке".

Суть проблемы в том, что в настоящее время есть всего семь категорий, отражающих целевое назначение земли. Это земли населенных пунктов, промышленности, сельского хозяйства, особо охраняемые природные территории и так далее. Но категория - общее понятие, а все, что можно делать на земле, определяется видами разрешенного использования. Их у нас около двух тысяч. До последнего времени каждый муниципалитет их устанавливал, по сути, произвольно.

Получается, что дачное строительство можно вести и в населенных пунктах, и на землях промышленности, и на землях сельскохозяйственного назначения. Рекреационное использование, которое при всей кажущейся безобидности этого термина может иметь далеко идущие последствия, допускается в населенных пунктах, на землях сельхозназначения и на особо охраняемых природных территориях. Строительство перерабатывающего завода - на сельхозземлях, землях промышленности и в населенных пунктах. И так далее. То есть целевое назначение земли не выдерживается, и без перевода земли из одной категории в другую ее можно фактически использовать как угодно. Но при этом, категории земли не предусматривают комплексного развития территорий. Сегодня здесь сельхозземли, завтра - земли поселений, потом - промышленности.

Предлагается же опираться на выделение территориальных зон, которые друг с другом не пересекаются и имеют четкий набор видов разрешенного использования земли. Для этого подготовлен классификатор видов разрешенного использования земель, который на днях вступил в силу. При этом проектируемые нормы не предусматривают изъятия сельхозземель из сельхозоборота, за исключением отдельных, экстрасложных и трудных случаев. Чтобы дополнительно защитить аграриев, мы инициировали норму о сельскохозяйственном регламенте.

Он будет определять, что и как можно делать на этой земле, и предполагает более сложную и ответственную процедуру оборота земель сельхозназначения. Тогда на них не будет дачного строительства, как сейчас.

По словам Павла Королева, за истекшие 10 лет под застройку отошло около одного процента всех земель сельхозназначения. Но из сельхозоборота выпало земли гораздо больше. Пашня, которую во времена СССР всячески стремились расширять, зарастает лесом. Смешанным - за 10 лет, хвойным - за 15.

Для интенсификации оборота сельхозземель нужна четкая правовая процедура, теперь предусмотренная в законе N 171-ФЗ, а также экономическая целесообразность, выгода. Альтернативы территориальному планированию нет. Можно откладывать эти решения, но лишь для уточнения деталей законодательного регулирования. При этом озабоченность аграриев в министерстве понимают. В начале 2000-х годов, когда очень активно развивался стройкомплекс, многие нормы принимались в помощь ему. И до сих пор любые изменения, затрагивающие сельхозземли, настораживают. Однако сейчас стоит задача дать возможность развиваться всем сферам экономики на основе современных, очень четко прописанных норм землепользования. Как отметил замминистра, необходимо поэтапно создавать межотраслевую систему управления земельными ресурсами. Ведь экономика страны развивается не секторально, а комплексно, и основой для этого являются земельные отношения, поэтому, законопроект о переходе к зонированию еще будет дорабатываться с учетом обсуждения с экспертным сообществом и представителями регионов.

Полный текст интервью опубликован в N6575 РГ от 15 января 2015 г.

Автор: Лана Савинова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 10587

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика