И в этом направлении у нас накоплен немалый опыт: разработана модель физкультурно-оздоровительной работы и программа "Здоровье", организована работа с часто болеющими детьми, работает кружок "Грация" для одаренных детей, проводится мониторинг физического развития и состояния здоровья детей.
На свежем воздухе
В дошкольном учреждении созданы оптимальные условия для развития движений детей на свежем воздухе, это является значимым моментом для высокого качества организации двигательной активности детей в течение дня. Всеми группами используется спортивная площадка с оборудованием для лазания, метания, прыжков и упражнения в равновесии. На участках групп имеются игровые комплексы, на которых дети совершенствуют навыки, полученные на физкультурных занятиях, места для отдыха и спокойных игр. Педагогами изготовлены атрибуты для подвижных игр, имеются пособия для профилактики плоскостопия.
Формирование здоровья детей
Физкультурный зал оснащен на 95% необходимым оборудованием. В дошкольных группах детского сада созданы "уголки здоровья", где дети получают знания по валеологии. Работа в уголках помогает ребенку познать себя, учит анализировать свое поведение, помогает освоить навыки сохранения и укрепления здоровья. В "уголках здоровья" имеется разнообразный материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают знания и навыки по формированию своего здоровья. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека. На музыкальных занятиях дети изучают не только элементы классического танца, танцевальные движения, но и упражнения на развитие своего тела.
У каждой группы – паспорт здоровья
Инструктором по физической культуре Е.С. Степкиной проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Во время физкультурных занятий дети знакомятся с комплексом упражнений, целью которого является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушений осанки. Активно используется музыкальное сопровождение, игровые и проблемные методы обучения. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям, укреплению своего здоровья. В каждой группе имеется "Паспорт здоровья", в котором отражаются особенности физического здоровья. Уровень освоения образовательной программы по образовательной области "Физическая культура" составил 95%. Контроль физического развития детей (по результатам мониторинга) даёт возможность наблюдать положительную динамику их развития. Низкие показатели в начале года с последующим преобладанием более высокого уровня к концу года дает возможность убедиться в правильности выбора методов работы.
Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для подготовки детей ко сну используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок, ароматерапия. После дневного сна проводится бодрящая гимнастика.
Принципы здорового питания
В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, напитки из шиповника, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов центральной поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями, специалистами в работе с детьми.
Профилактика простудных заболеваний
Проблема в области сохранения здоровья, стоящая перед всеми работниками дошкольного образования, - сезонные вспышки простудных и вирусных заболеваний. Как показывает практика, ни противовирусная вакцинация, ни иммуностимулирующие препараты полностью не решают эту проблему. Поэтому в дошкольном учреждении была усилена работа по профилактике заболеваний органов дыхания, включающая в себя использование физиотерапии – компрессорного небулайзера "Дельфин", ароматерапевтических приборов, люстры Чижевского.
Укреплению здоровья детей и снижению заболеваемости способствуют закаливающие процедуры: соблюдение температурного режима в групповых помещениях, прогулки на свежем воздухе, полоскание полости рта; прием природных фитонцидов, воздушная гимнастика, С-витаминизация, а также солнечные, воздушные ванны, босохождение по разным видам природных покрытий в летний период. Используются нетрадиционные методы оздоровления: дыхательные и релаксационные упражнения, массажные коврики. Медицинской сестрой разработан годовой план профилактической работы, план мероприятий по снижению острой заболеваемости в детском саду.
Культура здоровья семьи
Одним из обязательных условий воспитания считается культура здоровья семьи. В работе с семьей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы: тематические выставки, анкетирование, оформляются информационные уголки здоровья, проводятся консультации, родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов и праздников, проводимых в ДОУ: "Папа, мама и я – спортивная семья", "Зарница", "Мой папа - самый, самый"
Педагоги тоже учатся
Наш детский сад активно принимает участие в республиканском и районном конкурсах "Самый здоровый детский сад" и неоднократно становился призером.
Работа нашего дошкольного учреждения по приобщению к ЗОЖ повышает престиж детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их заниматься самообразованием, организует воспитательно-образовательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Главное, чтобы эти преобразования и достижения педагогического коллектива нашли свое отражение в будущем.