Итак, какую "приманку" обычно закидывают любители легкой наживы доверчивым гражданам?
– Мошенничества могут быть совершены с использованием как мобильной связи, так и в социальных сетях, при этом сотовый телефон используется как средство передачи голосовой информации.
Ложные сообщения могут быть различного вида:
– "ваш сын попал в аварию..";
– "мама, папа у меня проблемы..";
– "это из банка, соцзащиты и пр..."
Также мошенники могут рассылать СМС с ложной информацией:
– "мама, кинь мне на этот номер денег, потом все объясню";
– "ваша карта заблокирована, подробности по тел...";
– "с вашего счета списано 5000 рублей, подробности по тел...".
– И как поступать в этой ситуации?
При получении сообщения не нужно перезванивать на указанные номера. Мошенники могут потребовать передать деньги курьеру, перечислить их на карту, номер мобильного телефона, попытаются получить от вас сведения о вашей банковской карте, предложить пройти к банкомату и совершить какие-либо операции у банкомата, попросят сообщить коды, которые приходят к вам на телефон. В случае получения входящего звонка необходимо прекратить разговор, даже если собеседник вселяет уверенность в своей правдивости. Мошенники обладают психологическими приемами введения в заблуждение, либо обладают информацией о потерпевшем и его близких. Аналогичные случаи мошенничества встречаются и в сети Интернет, но сообщение о помощи передается посредством сообщения в социальной сети с ложной страницы родственника.
При сомнении в правдивости полученной информации следует перезвонить близким, от имени кого пришло сообщение, позвонить в банк по указанному на карте либо в договоре телефону, посетить ближайшее отделение банка.
Банк никогда не запрашивает по телефону сведения о карте клиента, ее номер, код на обратной стороне, Ф.И.О. владельца карты и срок ее действия, а тем более пин-код. Если собеседник пытается получить от вас такую информацию, либо просит сообщить коды, которые пришли на ваш телефон от банка, прекратите с ним разговор.
– Чем опасна сеть интернет в плане мошенничества?
– У тех граждан, которые размещают объявления на популярных интернет-сайтах о продаже какого-либо имущества, о сдаче в аренду, мошенники выманивают данные их банковских карт для последующего хищения средств с этих карт, причем мошенники могут начинать беседу различными способами, например:
– " я по вашему объявлению на сайте… (о продаже, о сдаче в аренду), сообщите мне данные с вашей карты и код на обратной стороне, я вам отправлю деньги...";
– " я хочу отправить деньги вам на карту за товар на сайте…., предоплату за аренду, у вас карта привязана к мобильному банку, если нет, идите к банкомату, я вас проинструктирую, как подключить мобильный банк".
Гражданам, имеющим престарелых родственников, соседей, знакомых, необходимо разъяснить им, какие способы мошенничества существуют, как вести себя при получении звонков и сообщений мошеннического характера, а именно, не вести диалоги с мошенниками, прекратить разговор и позвонить родственникам.
Если вы стали жертвой мошенников, звоните по телефону: 02 (с мобильного – 102), дежурная часть – 6-13-17.
ПОМНИТЕ! Банки не осуществляют никаких звонков и рассылок! Не звоните на указанные
в СМС-сообщении номера телефонов, обратитесь лично в ближайшее отделение банка!
Будьте бдительны и помните: никогда сотрудники банка не будут у вас спрашивать полные реквизиты карты и пароли, поскольку ваши реквизиты карты настоящие сотрудники банка и так знают, а пароли никто не должен знать, даже сотрудники банка. Если у вас пытаются узнать эту информацию, помните, это мошенники!
Беседу записал Михаил МОРОЗОВ